Разработка внеклассного занятия по окружающему миру по теме: «Наши пернатые друзья»

Опубликовано: 
Обучение

 МКОУ «Быковская средняя общеобразовательная школа № 1», р.п.Быково, Волгоградская область

Описание: разработка может быть использована учителями начальных классов в качестве дополнительного материала при изучении соответствующих теме занятия уроков или во внеклассной работе для развития познавательного интереса младших школьников.

Автор: Утегенова Муниря Ильинична, учитель начальных классов.

Цели:
- развивать познавательный интерес к изучению животных и птиц родного края;
- воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;

Ход занятия

1.Сообщение темы занятия.
- Сегодня наше занятие будет посвящено нашим незаменимым помощникам – птицам, мы обобщим и проверим всё, что мы уже знаем об этих удивительных существах, а, может быть, узнаем то, чего раньше не знали.

2.Рассказ-беседа «О чём поют птицы»
- Как вы думаете, у птиц есть свой язык?
- Где вы это наблюдали?
- Совсем недавно люди не знали, что означают птичьи голоса. Но чем больше учёные изучали голоса птиц, тем яснее понимали, что эти голоса имеют большое значение в их жизни. У птиц почти нет обоняния, они очень плохо чувствуют запахи. Поэтому звук для птицы очень важен. А это значит, что звуки должны иметь определённое значение. И они действительно его имеют, сейчас это доказано. Важно понять значение этих сигналов. Работа по изучению птичьего языка учёными продолжается. Например, мы уже знаем, что птицы подают сигнал тревоги, когда хотят предупредить об опасности. Но это не вообще «опасность», а два разных сигнала – «опасность сверху» или «опасность снизу». Если это опасность сверху, надо прятаться в траву, а если снизу – взлетать на деревья.

Птицы одного вида очень хорошо понимают сигналы друг друга и реагируют на них. Даже птенцы, услышав сигнал опасности, понимают его. Они не могут спрятаться или взлететь, но перестают пищать и прижимаются друг к другу.
Все сигналы, все звуки, которые издают птицы, - бессознательные. Птенцы появляются на свет уже со знанием этих звуков. Птица, которая жила всё время в клетке и не видела других птиц, всё равно будет петь или издавать определённые звуки. Но она будет делать это бессознательно. Так, иногда человек, испугавшись чего-то, восклицает «ой!», не думая о том, есть кто-нибудь рядом с ним или нет.

Сигналы опасности, конечно, не единственные у птиц. Когда птицы прилетают к нам после зимы, самцы сразу начинают искать дом для будущей семьи. Вот один из них нашёл дупло и  сразу запел. Он делает это бессознательно, но для самки это сигнал. И она летит на свист. А если птицы должны вместе вить свое гнездо, то они издают уже другие сигналы.

Вот около своего дома (у дупла лесного дерева или скворечника в саду) поёт скворец. Для кого? Почему? Может быть, он просто отдыхает? Нет, он хочет сообщить всем, что дом занят и чужие не должны входить в него. Если он почувствует опасность, его песня изменится, станет грозной. Если скворец попадёт в западню, он издаст крик ужаса, и вся стая улетит. Но и в этом случае птица издаёт звук бессознательно, она испугалась и кричит от страха.

Сигналы издают все птицы, и узнавать смысл этих сигналов очень интересно. Вот, например, воробей. Он громко чирикает. Что случилось? Оказывается, он нашёл крошку хлеба, а кричит так, будто нашёл буханку и хочет позвать всю стаю. Конечно, другие птицы прилетают, и очень часто воробей, нашедший еду, остаётся голодным. Другие птицы съедают его хлеб. Или, например, курица. Когда она находит еду, она, также как воробей, издаёт звуки, как будто зовёт других кур. Почему воробьи и куры, когда находят еду, издают звуки? Птицам трудно жить: еды часто бывает очень мало, особенно зимой. Поэтому «разговор о еде» помогает им. Весь день летает птица и  ищет пищу. А зимой нет насекомых и ягод! И вдруг одной из них повезло – она нашла еду и сообщает об этом остальным. Даже если еды мало, птица всё равно зовёт других. Она же не знает, хватит пищи на всех или нет.

Много «слов» существует в птичьем языке для того, чтобы родители могли разговаривать с детьми. У некоторых птиц птенцы, едва появившись на свет, начинают бегать за матерью и пищать. Этим писком они сообщают матери: не беспокойся. Но вот мать слышит громкий протяжный писк и сразу понимает, что с птенцом случилась или может случиться беда. Голодные птенцы криком сообщают, что они хотят есть.

И другие сигналы уже сейчас известны людям. Но это только небольшая часть птичьих «разговоров». Ведь «слов» в птичьем языке десятки, а то и сотни. А в различных сочетаниях, это уже тысячи сигналов.

И песни, которые мы часто с удовольствием слушаем, тоже имеют определённый смысл.

3.Игра-соревнование «Знатоки птиц»

1.Викторина.
Дети делятся на две группы, придумывают название командам. Вопросы викторины задаются командам по очереди.
1) Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождём)
2) Пингвин – птица или нет? (да)
3) Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда? (кукушка)
4) Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет)
5) Почему снегиря так назвали? (прилетает с первым снегом)
6) Где зимой и осенью спят вороны? (в садах, в парках)
7) С прилётом каких птиц мы отсчитываем начало весны? (грачей)
8) Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

2. Конкурс загадок.
Каждая команда задаёт загадки о птицах сопернице.

3.Конкурс песни.
Каждая команда поёт отрывок из песни, в которой поётся о птице.

4.Конкурс «Цепочка»
Учитель начинает, команды продолжают называть птиц, так чтобы название следующей начиналось с последней буквы  названия предыдущей.
Сорока – аист – тетерев – выпь – перепел – ласточка - …

5.Конкурс «Собери примету»
Учитель раздаёт карточки со словами. Дети должны собрать примету и прочитать.
1-я команда: Поздний отлёт птиц предвещает тёплую осень и мягкую зиму.
2-я команда: Ласточки весну начинают, соловей лето кончает.

6.Конкурс «Отгадай ребус».
Командам предлагается несколько ребусов, где отгадкой является название птиц.

7.Конкурс «Угадай птицу»
Учитель показывает картинку с изображением птицы, дети называют

8.Конкурс «Знаток»
Выбрать картинку с изображением какой-либо птицы и рассказать о ней по плану:
1.Название птицы.
2.Где обитает.
3.Чем питается.
4.Интересные факты о птице.
4.Выставка книг о птицах.
5.Заключительная часть.

Подведение итогов, награждение победителей.