Наблюдение за березой с детьми старшего дошкольного возраста

Опубликовано: 
Обучение

Прокопьева О.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 133»

г. Чебоксары Чувашской Республики

Цель и задачи:

  • продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
  •  
  • расширять представления детей об осенних изменениях в природе;
  •  
  • закреплять умение отгадывать загадки, высказывать свою точку зрения; делать выводы, умозаключения;
  •  
  • закреплять умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;
  •  
  • воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы;

Предшествующая работа:

  • чтение цикла стихотворений про осень В.Бианки
  • рассматривание картин, иллюстраций
  • рисование на тему "Осень"

Ход наблюдения:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Стоит Алёнка

Платок жёлтый

Тонкий стан,

белый сарафан?

— Молодцы, берёза. Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем —

Березка облетает,

Тоскует под дождем.

— А вы знаете, что символом России, является дерево- берёза. Она живёт более 100 лет ,и очень любит свет, берёза - лекарственное дерево: из листьев и почек  готовят лекарство , вениками парятся в бане - выгоняют хворь ,болезнь.

— А что означает слово "берёза"? Оно означает -"белый"-дерево назвали так по цвету коры.

— Чем отличается берёза от других деревьев? Правильно, белой корой с чёрными бороздками. Посмотрите, какой у него ствол? (ответы детей).

- Почему листья на березе стали желтые?

- Что происходит с деревьями осенью?

- Как деревья готовятся к зиме?

- Почему листья падают?

- Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

- А поздней осенью у нас все деревья остаются голые и готовятся к зиме.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить игру "Разведчики леса".

Задания:

1.Покажите самое высокое и самое низкое дерево?

2.У какого дерева кора гладкая, у какого -шероховатая?

3.Сколько шагов до берёзы?

4.На каком кустарнике остались зелёные листья?

5.Какое самое красивое дерево, где оно находится?

Воспитатель: Молодцы, разведчики, справились с заданиями, теперь можно и отдохнуть.

Подвижные игры

«Мы — веселые ребята», «Затейники».

Цели: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге.
Индивидуальная работа
«Удочка», «С кочки на кочку».
Цели:

упражнять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах.