Проверочная работа по теме: "Причастие и деепричастие"

Опубликовано: 
Обучение

(На материале поэтических строк В.Н. Дворянскова)

Автор: Волкова Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы ,

г.Ульяновск, МБОУ  "Гимназия №65 имени Никаса Сафронова"

Цели:

  1. Проверить знания правописания причастий и деепричастий; умения выделять на письме причастный и деепричастный оборот, выполнять морфологический и словообразовательный разбор причастий и деепричастий.

  2. Обогащать словарный запас лексикой поэтического характера.

  3. Воспитать любовь к миру природы, умение видеть прекрасное посредством поэзии.

Примечание: Дидактический материал к уроку - стихи из сборника « Летние часы» Владимира Николаевича Дворянскова ,ульяновского поэта, автора книг поэзии и прозы, Лауреата областной премии Ленинского комсомола, члена Союза писателей России.

Эпиграф

"Для него (В.Дворянскова) в природе существует всего немного милых его сердцу и вечных понятий: небо, лес, речка, поле, дорога, трава. И он умеет в них уловить сокровенную музыку, извлечь ее посредством точного слова". Е.Мельников.

1. Списать, графически выделить причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

1) Пр...вода над полем, словно сети,

Ловят птиц стр...мящихся на юг.

2) Ветер раздувает у р...бины

Уг...льки зажатые в горсти.

Речка дремл...т (не) вздымая тины

Сесть бы в лодку и грести, грести.

3) От лесов вдали св...чение,

Листья падают г...ря.

4) Ведь в ясный полдень с вьющ...йся

Над полем перепаха...ым тропинк...

Вдали

Виднеются не просто п...утинки,-

А с...дина пробилась у земли.

2. Составить схемы предложений (знаки препинания не расставлены).

1) Потухли зори

Отметив утро и закат.

2) И листья опадающие с веток

Шуршат в ногах, как будто на ветру.

3) Не тратя ни минутки

Забыв про уйму дел

Я ночью на попутке

Домой к себе летел.

4) Вдоль клёнов берёзок и елок

Вдоль речки впадающей в сон

Бежит извиваясь просёлок

То в гору, то вновь под уклон.

3. Списать, графически обозначить условия выбора вставленных орфограмм.

Расставить недостающие знаки препинания.

1) Журчит река невнятнее и тише

Морозами захваче…ая ² в плен.

2) Дрожит отяжелевш... ² мокрый лист

Стучит в саду (не) запертая дверца.

3) И выглянет принцесса

В прота...ый ³ глазок:

Не едет ли из леса

Серебря...ый возок.

4) Ромашки на полянах, как веснушки,

Рассыпа...ы по склонам у реки.

5) И летели прощальные марши

С теплоходов отчаливших в путь

И молчали груж...ые баржи,

И в волну от тяжёлой поклажи

Каждый раз ос...дали по грудь.

6) Белеют голубые ели.

Они все за ночь пос...дели.

От дум (не) высказа...ых³ нам.

7) Звёзды выплывут мигая³

Косы остры от росы.

И звенят (не) умолкая² 

В травах летние часы.

4. Выполнить морфологический и словообразовательный разбор слов, указанных выше.

5. Выполнить синтаксический разбор предложений (знаки препинания не расставлены).

1) Промчится на рассвете поезд

Неся в окошках ранний свет.

2) Я видел дом с окошками на зори

Стоящий над рекой на косогоре.

Дополнительные задания: Определить средства выразительности, используемые в поэтических строках, указав по два примера: олицетворение, эпитет, сравнение, метафора

ПРИМЕЧАНИЕ: Проверочная работа для учащихся 7 класса. Объём работы рассчитан на два часа.