Урок окружающего мира на тему: «Птицы зимой» (2 класс)

Опубликовано: 
Обучение

Подготовила: Архипова Н.А., учитель начальных классов.

Цели урока:

1) Познакомить детей с изменениями, происходящими в жизни птиц зимой, познакомить с понятием "зимующие птицы";

2)Развивать устную речь, логическое мышление, память, наблюдательность;

3)Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Ход урока:

I.Сегодня мы в вами поговорим об одном из интереснейших времён года, которое дарит нам множество развлечений.

А какое это время года вы узнаете, разгадав кроссворд.

(слайды с изображениями выводятся на экран)

1) В чаще, где сосна и ель, 

Свист, серебряную трель 

Начинает спозаранку 

Рыжегрудая ... (зарянка).

2) Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (снегирь)

3) Эта розовая птица -
Водяная танцовщица.
Всех птенцов своих тайком
Кормит птичьим молоком!
(фламинго)

4) Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (синица)

5)Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?(зима)

II.-О каком времени года мы будем сегодня говорить?(о зиме)

-А что общего между отгадками на загадки с 1 по 4?(названия птиц)

-Верно. Попробуйте сформулировать тему урока.(Жизнь птиц зимой.)

-Действительно, сегодня мы будем говорить об изменениях, которые произошли в жизни птиц зимой.

-По каким признакам вы определили, что сейчас зима?(стало холодно, выпал снег, многие птицы давно улетели в тёплые страны)

-Какой сейчас месяц? (февраль)

-А вы знаете, как появилось название этого месяца? Послушайте .(рассказывает 1 ученик)

 Название месяца "февраль" латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад – богу Фебресу. Отсюда и название месяца– февраль. Древнерусское название февраля – «лютый» . В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы. 

-Как изменилась температура воздуха?(понизилась, стало очень холодно)

-Бывают ли зимой осадки?(да-снег)

-Эти изменения происходят в какой природе?(в неживой)

-Поговорим об изменениях в живой природе. Можно зимой встретить насекомых?(нет)

-Куда они пропадают в это время?( Большая часть насекомых зимой впадает в спячку, перед этим они находят себе укромные и удобные места и прячутся туда, а с наступлением весны и тепла пробуждаются, выползают из убежищ. Но есть и такие виды насекомых, которые, с наступлением холодов просто умирают. Но перед смертью они оставляют кладки, из которых весной выходят новые  насекомые , которые также живут лишь до зимы.)

III.-А что зимой происходит с птицами? Все ли они остаются у нас на зиму?(нет, многие улетают в тёплые края)

-Почему?(нет корма)

-Каких из птиц, о которых мы говорили в начале урока, разгадывая кроссворд, можно встретить у нас зимой? (снегирь, синица)

-Почему они остаются на зиму? Чем питаются?(шишками, семенами)

-Таких птиц, которые остаются на зиму, называют "зимующие".Почему?( потому, что остаются зимовать)

-Почему они ,чаще всего, обитают около жилья человека?(можно найти корм)

-Как мы  можем помочь зимующим птицам?(подкармливать, делать кормушки)

-Из чего можно делать кормушки?(из любого подсобного материала)

(слайды на экране)

 

-Какой корм можно класть в кормушки?(рассказывает 1 ученик)

 

Для разных птиц нужна разная еда. Например, для воробьёв нужны  крошки, зернышки. Синицы питаются зернышками, крошками, любимое их лакомство – сало. Вороны любят очистки, остатки пищи,  конфеты. Снегири едят семена растений, любят клевать ягоды рябины. Не забывайте подкармливать птиц зимой!

-Ребята, давайте посмотрим на памятку, чем ещё можно подкармливать зимующих птиц.

(слайд на экране)

IV.  -Давайте подведём итог урока. Почему многие птицы улетают в тёплые края?(нет корма, не переносят холод)

-Как называют птиц, которые остаются на зиму?(зимующие)

-Каких зимующих птиц вы знаете?(снегирь, воробей, ворона и т.д.)

-Как можно помочь птицам зимой?(сделать кормушки и подкармливать)

V.Д/з. Подготовить небольшое сообщение о любой зимующей птице.