Урок окружающего мира на тему: "Ямал. Животные нашей местности" (4 класс)

Опубликовано: 
Обучение

Макеева Татьяна Александровна, г. Новый Уренгой, ЯНАО, МБОУ СОШ № 11, учитель начальных классов

Тема урока: Экологическая страничка. Ямал. Животные нашей местности.

Цели урока:

  • Через сочувствие, сопереживание воспитывать любовь к природе, желание остановить её разрушение;
  • Расширять представления о животном мире нашей местности, об его приспособленности к жизни в суровых северных условиях.

Оборудование:

  • Листы белой бумаги;
  • Карандаши;
  • Иллюстрации или фото белой совы, куропатки, лемминга (или живой зверёк),
  • Видеодвойка;
  • Видеофрагмент с записью бега оленей

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и целей урока

– Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы пригласили Вас на занятие, которое мы проводим на борту научно-исследовательского судна, в нашей кают-компании 4б класса. Экспедицию возглавляет классный руководитель 4б класса, научный руководитель Макеева Т.А.

– На борту научно-исследовательского судна работает команда, в состав которой входят: орнитологи, биологи, зоологи и экологи.

– Что за профессия – орнитологи? (Люди этой профессии изучают жизнь птиц)

– Кто такие биологи? (Люди этой профессии изучают жизнь растений)

– Чем занимаются зоологи? (Люди этой профессии изучают жизнь животных)

– А кто такие экологи? (Люди этой профессии защищают природу, предупреждают людей о том, что может нанести вред природе)

– Каждому из них было дано задание, подыскать и принести литературу, иллюстрации, подготовить краткие отчёты-рассказы о своей научной работе.

  1. Повторение пройденного материала

1. Игра «Да – нет»

Правила очень просты: нужно не просто сказать «да» или «нет», но и обосновать свой ответ.

  1. Мы живём в Ханты-Мансийском Автономном округе? (Нет, в ЯНАО)
  2. г. Новый Уренгой считается газовой столицей округа? (Да)
  3. Коренные жители округа это селькупы? (Нет, ненцы)
  4. В нашей местности много болот? (Да, из-за вечной мерзлоты)
  5. Столица Тюменской области – Москва? (Нет, г. Тюмень)
  6. На гербе нашего города изображён белый медведь? (Нет, белая полярная сова)

– Действительно, на гербе нашего города изображена белая полярная сова. Как вы думаете, почему? (Символ мудрости, долголетия)

– Одним из первых заданий поэтому-то и стало сообщение о белой полярной сове, много повидавшей на своём веку, постоянно живущей здесь. Прошу всех внимательно слушать выступающих, запоминать, делать выводы, так как в конце занятия будут контрольные вопросы.

  1. Работа над новым материалом

– Итак, первый отчёт нам представит учёный-орнитолог  …

Ученик 1: Наблюдая за жизнью этой птицы и проведя некоторые исследования, я установил, что благодаря своему рыхлому оперению задерживается тёплый воздух вокруг тела птицы, поэтому ей не холодно. Она хорошо видит и полярным днём, в отличие от других сов. Яйца откладывает раньше других птиц. Ещё стоят 30-ти градусные морозы, а она уже откладывает яйца прямо на замёршую землю, без какой-либо подстилки. Кормится куропатками, мышами, леммингами, полёвками. Пака мама-сова сидит на гнезде, пищу ей приносит отец будущих совят. В кладке бывает до 10 яиц.

– Со вторым отчётом выступит учёный-орнитолог …

Ученик 2: Говорить название птицы я не буду. Вы должны догадаться сами о ком я говорю: Оперение этой птицы желтовато-бурое летом, к зиме становится белым. Ноги к зиме покрываются перьями до самых когтей. Это защищает птичку от холода и позволяет ходить по снегу, не проваливаясь. Это растительноядная птица. Живут стаями. Устраиваясь на ночлег в снег, они сбиваются в плотную кучу. Птицы, сидящие по краям, постепенно забираются в середину. Так легче перенести морозы. О ком речь?  (Куропатки)

– Каких птиц, обитающих в наших краях, вы знаете? (Утки, гуси, лебеди, гаги, гагары, журавли и др.)

– Почему одни птицы зимуют, а другие нет? (Не приспособлены, не могут добыть пищу)

– Кроме пернатых представителей, на Ямале, конечно же, встречаются и другие представители животного мира. Слово для отчёта по своей работе даю учёному-зоологу …

Ученик 3: (Показ зверька) Уверен, что многие видели его в природе. Лемминг – это характерное для тундры животное. Зверёк мелкий, длина 15 сантиметров да хвост 2 сантиметра. Окраска шёрстки буро-коричневая. Питается крошечками, стебельками, семенами растений. Роет в почве норки с коридорчиками. С мышами дружен. Враги – песцы и совы. Вороны, лисицы  и волки им тоже не брезгуют. Боится оленя – ведь для него это огромный зверь – может раздавить или разрушить норку. Но ещё больше беды от вездеходов и тракторов: часть погибают под гусеницами, часть покидают родные места, часть из них не смогли приспособиться к жизни среди разрытой тундры.

– Свой отчёт рассказ предоставит ещё один учёный-зоолог …. У него сообщение об олене. (Включается видеофрагмент бегущее стадо оленей)

Ученик 4: С появлением мощной техники северным оленям приходится туго. Основу их пищи зимой составляет белый лишайник – ягель. Олени не прихотливы. Вполне подходящим кормом служит  и хвоя, именно зимой она наиболее питательна и содержит много витаминов. Летом эти животные предпочитают грибы, траву, листья полярных берёз и ив. Летом откочёвывают стадом на север, где прохладнее и меньше комаров и мошек.

– Как вы думаете, речь идёт о диком северном олене и или о домашнем? (О диком) Почему? (Не упоминается человек).

– Как вы считаете, для чего человек приручил оленя? (мясо оленя употребляется в пищу, из шкур шьют одежду, обувь, делают покрытие для чума, олень это транспорт для езды и перевозки грузов)

  1. Закрепление пройденного материала

– Чтобы приступить к следующему пункту нашей работы, предлагаю разгадать кроссворд. Если мы правильно справимся с заданием, то по горизонтали прочитаем очень важное слово.

 

  1. Оленёнок, выращенный людьми (Авка)
  2. Символ герба г. Новый Уренгой (Сова)
  3. Столица Ямало-Ненецкого Автономного округа (г. Салехард)
  4. Представитель фауны  тундры. Носит «лес» на голове. (Олень)
  5.  Женская верхняя ненецкая одежда (Ягушка)
  6. Мужская верхняя ненецкая одежда (Малица)
  7. Полуостров, название которого в переводе с ненецкого «край земли» (Ямал)

 

– Какое слово получилось по горизонтали? (Экология)

– Что такое экология? (Наука, которая изучает, как связаны между собой живые существа, с неживой природой)

– Слово для отчёта экологу …

Ученик 5: Сегодня вы уже слышали, что животные страдают от деятельности человека. Чтобы сохранить тех животных, которыми окружает нас природа, нужно сохранить саму природу. Ведь что делается?

  • Часто по вине человека случаются пожары. Тогда выгорает ягельник. А он может восстановиться через 50-70 лет.
  • Загрязняется почва нефтепродуктами, уничтожаются оленьи пастбища, в нефтяных лужах гибнут птицы.
  • Ради охотничьего азарта истребляются в больших количествах животные и птицы.

На доске появляется отрывок из стихотворения хантыйского поэта Романа Ругина:

Не жадничай. Древний закон запрещает

Транжирить запасы природы живые.

Бери сколько надо. Земля не прощает

Того, кто зорит у неё кладовые …

– Можно приводить ещё массу примеров. Конечно, добывая нефть и газ для страны, люди не забывают и о том, как не навредить тундре. Для этого разрабатываются различные экологические проекты, прокладывается газопровод в местах перекочёвки оленей в виде буквы «П» и т.д. А что бы вы сделали для сохранения чуткой и хрупкой природы Севера, став взрослыми?

– Даю время на обдумывание ваших предложений. Предложения могут быть самые неожиданные.

–Лучшие предложения мы оформим в памятку.

VI. Работа в группах

Орнитологи:

  1. Придумать приспособления для переработки выхлопных газов в чистый воздух.

Биологи:

  1. Создать машины на воздушном ходу.

Зоологи:

  1. Создать заповедники и заказники на всей территории округа.
  2. Взять под охрану всех животных Ямала.

Экологи:

  1. Очистить окрестности города от мусора.
  2. Построить мусороперерабатывающий завод.

VII. Итог урока

– Итак, наша экспедиция подходит к концу. Пора вернуться в школу.

– Где могут пригодиться вам знания, полученные сегодня на уроке? (При выборе профессии, в жизни)

VIII. Домашнее задание

– Чтобы убедиться, что работа была проделана не напрасно, дома вам предлагается ответить на контрольные вопросы.