Урок окружающего мира Тема: Заповедник Пасвик

Опубликовано: 
Обучение

Бурдюг Ирина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска СОШ №23

Цели:

 

  • познакомить с заповедником Пасвик, с растительным и животным миром;
  • расширить кругозор и словарный запас учащихся;
  • воспитывать любовь к родному краю

 

Оборудование:

  • физическая карта Кольского полуострова;
  • иллюстративный материал;
  • справочный материал;
  • C.И.Ожегов, Толковый словарь, Москва ООО «Издательство «ЭЛПИС», 2003 г.;
  • презентация

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока

Здесь не нужно всех ловить.

Топать, хлопать, палкой бить.

Здесь дружок, ты только гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам – не враги!

Тему нашего урока вы узнаете, убрав из этих букв те, которые обозначают согласные глухие непарные звуки (СЛАЙД):

ЦЗАЩПЧОВЕХДНИК

ЩПАЦСВХИК

(Заповедник Пасвик)

Вспомните лексическое значение слова заповедник, пользуясь толковым словарём С.И. Ожегова.

Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Сформулируйте цели урока.

  1. Работа по теме

    1. Работа с картой

Вспомните, какие заповедники расположены на территории Кольского полуострова. Найдите на карте, где находятся Лапландский и Кандалакшский заповедники.

Сегодня мы отправимся в третий по счёту государственный заповедник Мурманской области – Пасвик (СЛАЙДЫ)

  1. Рассказ учителя

Расположен заповедник Пасвик в Печенгском районе Мурманской области в бассейне реки Паз на государственной границе с Норвегией. Создание заповедника в неблагоприятном по экологической ситуации Печенгском районе стало результатом сотрудничества двух стран в области охраны уникальной по значению северной природы.

Найдите на карте месторасположение заповедника Пасвик.

Государственный природный заповедник Пасвик был создан 16 июня 1992 года. Его целью было сохранение водных угодий, как мест гнездования и обитания водоплавающих птиц, а также коренных сосновых лесов.

Площадь заповедника 14727 гектаров.

Своё название заповедник получил от долины реки Паз, вдоль правого берега, которого он протянулся с севера на юг на 44 километра. Река берёт своё начало из озера Инари в Финляндии и впадает в Ванген – Фьорд Баренцевого моря. Основная часть заповедника представлена лесами (44%), болотами (29%) и акваторией (22%).

Долина реки Паз – это край величественных сосен, россыпей крупных валунов, многочисленных озёр. В центральной части над равниной поднимается группа горных массивов высотой 350-380 метров.

Равнины, горы, болота, тайга и тундра, всё здесь как бы перемешано.

Климат субарктический. Самый холодный месяц – февраль (-110С), самый тёплый – июль (+120С). Зимой часты оттепели, летом в ночные часы возможны заморозки. Первый снег выпадает в конце сентября. Устойчивый снежный покров устанавливается в октябре, сохраняясь в течение 180-200 дней.

  1. Сообщение ученика

Территория заповедника расположена в северной тайге и на границе лесотундры. Здесь растут самые северные в Европе леса. Равнинная часть представлена сосновыми и берёзово-сосновыми лесами, реже сосново-берёзовыми.

Флора заповедника Пасвик включает 361 вид растений, 61 вид грибов, 215 видов лишайников.

Большая часть территории  занята редко-стройными сосновыми лесами. Кустарниковый ярус в них представлен брусникой, черникой, реже багульником и голубикой.

Берёза вторая по распространению древесная порода. Травяные березняки растут по берегам рек и ручьёв. Окраины болот заняты черничными и вороничными кустарниками. На возвышенных участках древесный ярус отсутствует, здесь преобладают карликовые полукустарнички, травянистые многолетники, мхи и лишайники.

Физминутка

Мы немного отдохнём

И на всё ответ найдём.

На носочки встанем,

Руки вверх потянем.

Руки на пояс,

Наклоны вперёд,

И каждый за партой

Место займёт.

  1. Практическая работа с текстом

Животный мир заповедника Пасвик превышает 200 видов. Самая многочисленная их группа – птицы. Их насчитывается 218 видов. Рыб – 11 видов, млекопитающих – 34, пресмыкающихся и земноводных по 1 виду.

Задание по группам:

1группа: прочитайте текст, подготовьте рассказ о рыбах.

С начала XX века животный мир значительно изменился. Причиной тому – человек. Строительство каскада гидроэлектростанций на реке Паз привело к видовому изменению состава некоторых рыб. Если раньше здесь обитали сёмга, горбуша, атлантический осётр, речной угорь, то теперь их здесь нет.

В настоящее время в проточных водах обитают кумжа, обыкновенный сиг, европейский хариус, щука, налим. В озёрах речной окунь, щука, голец. Воды рек богаты насекомыми, водорослями, служащими кормом для рыб.

Из пресмыкающихся встречаются только живородящая ящерица, из земноводных – травяная лягушка. Но численность их очень мала.

2 группа: прочитайте текст, подготовьте рассказ о птицах.

 Обширные водно-болотные угодья повлияли на высокую численность и видовое разнообразие птиц. Самая излюбленная птицами часть заповедника находится в районе острова Вардама и носит название Фъярванн («Пуховое или Перьевое» озеро)

На крупных водоёмах нередко наблюдают чёрнозобую гагару, лебедя кликуна, крякву, гоголя, лутка, полярную крачку, сизую чайку. На болотах серого журавля, щеголя, бекаса, золотистую ржанку.

Ежегодно в заповеднике проводится учёт тетеревиных птиц: белой и тундряной куропаток, глухаря, рябчика.

Более половины обитающих и пролётных видов птиц считаются редкими (136 видов), 38 видов включены в Красную книгу Мурманской области, 14 видов – в Красную книгу России.

3группа: прочитайте текст, подготовьте рассказ о млекопитающих.

В заповеднике зарегистрировано 34 вида млекопитающих, из них - 14 редкие. Среди мелких млекопитающих полёвки, бурозубки. Новым видом считается ондатра, появившаяся в конце XX века и ставшая постоянным обитателем.

Крупные млекопитающие: бурый медведь и лось. Косуля, рысь, росомаха, волк, песец очень редки. Они периодически заходят из Норвегии и Финляндии. Обычными видами можно считать белку, зайца-беляка, лисицу, горностая, лесную куницу.

  1. Выступление групп (СЛАЙДЫ)
  2. Это интересно

Эмблемой заповедника Пасвик является птица луток. (СЛАЙД)

Луток или малый крохаль – водоплавающая птица семейства утиных с бело-пёстрым оперением, обитающая на пресноводных водоёмах на севере Европы. Плавает с опущенным в воду хвостом, хорошо ныряет. Мелкая, хорошо узнаваемая утка плотного телосложения, имеющая немного общего с крохалями и часто объединяемая с ними в один род. Среди общих признаков – хохолок удлиненных перьев на голове и узкий короткий клюв, края которого покрыты зубцами. Длина тела 38-44 см, вес самца 510-935 г, вес самки 500-680 г. Самец в брачном наряде белый с чёрной спиной и контрастным чёрным рисунком на голове, шее, крыле. Самка в любое время года более пёстрая: отличается рыжевато-бурым верхом головы и задней части шеи, белым горлом и зобом, пепельно-серой спиной и белым брюхом. Летом селезень становится больше похож на самку, отличаясь от неё почти чёрной (но не темно-серой) передней частью спины и более бурым пятном перед глазом.

  1. Закрепление

В каком заповеднике побывали?

Работа с тестом

  1. Название заповеднику Пасвик дала

    • река;
    • озеро;
    • гора
  2. Заповедник расположен на территории:
  • России и Норвегии;
  • России;
  • России и Финляндии

    1. Целью создания заповедника было:
  • сохранение водных угодий, как мест гнездования водоплавающих птиц;
  • сохранение коренных сосновых лесов;
  • сохранение коренных сосновых лесов и водных угодий, как мест гнездования водоплавающих птиц

    1. Перечисли самые распространённые деревья, прорастающие на территории заповедника
    2. Назовите самую распространённую группу животных Пасвика:
  • рыбы;
  • птицы;
  • млекопитающие

    1. Какая птица стала эмблемой заповедника Пасвик?
  1. Рефлексия

Закончите предложения:

Для меня самым главным на уроке было…, потому что…..

Если бы люди не знали о ..., то…

Я бы хотел…..

  1. Домашнее задание

Расскажи своим друзьям и родителям о заповеднике Пасвик. Приготовь сообщение об одном из обитателей заповедника.