Классный час. Тема: Речка детства (экологическое путешествие по реке Клязьма)

Опубликовано: 
Обучение

Екатерина Борисовна Титова / г. Владимир / МБОУ "СОШ № 44" / Учитель начальных классов

Цели: 1. Проследить путь реки Клязьма по территории Владимирской области.

2. Рассказать детям о причинах загрязнения Клязьмы.

3. Выяснить, чем мы можем помочь родной реке и всем её обитателям.

Ход классного часа

Мы сегодня отправляемся в путешествие по удивительной реке. Реке, которую знает каждый из вас, которая дает вам напиться и умыться, без которой не будет работать ни один завод, которая дает удивительный приют рыбам и птицам, земноводным и млекопитающим, дарит нам свою красоту и прохладу в жаркий полдень. По реке, на которой стоит наш город. Река это – … Клязьма. И мы отправляемся в путешествие по ней.

  1. Место, где река берет свое начало – исток. Исток Клязьмы находится – в Московской области (с.Кочергино Солнечногорского р-на). Название “Клязьма” произошло от “Юкки” – по-фински “река” (Ока).

2. Около поселка Водники Клязьма широко разливается перед плотиной и образует Клязьминское водохранилище.

  • Пригороды Москвы сбрасывают:

  • неочищенные воды,

  • порошок стиральный,

  • бензинчик,

  • мусор всякий.

3. Павловский Посад.

4. Город Орехово-Зуево.

На Орехово-Зуевском комбинате аварии происходят.

  • Сбрасывают тогда в реку:

  • формальдегид,

  • фенол

И плывет по реке рыба животом к верху. Ведь погибает много рыбы. Немало времени потребуется реке, чтобы очистились ее воды, чтобы восстановилось прежнее количество ее обитателей. А рыбы в реке Клязьме водится немало. Более сорока видов биологи насчитали.

5. Приток Клязьмы – река Киржач.

А вот и граница Владимирской области. Здесь впадает в Клязьму одна из самых чистых наших речек – Киржач, вода в Клязьме становится чище. Дальше река “отдыхает” от загрязнений – здесь мало населенных пунктов, и почти отсутствуют промышленные стоки. По берегам леса заповедные. В них живет множество разных животных. В нашем крае насчитывается 56 видов млекопитающих, 240 видов птиц, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных. В специально организованных заповедниках и заказниках ведется работа по охране и воспроизводству различных видов животных.

Отгадайте, какие это животные:

1. Хвост пушистый. Зубки мелки. Ест орешки. Это – (белка).

2. Брата звали беляком, сам зовусь я (русаком).

3. Совсем одичавшая свинья. (Кабан).

4. На енота я похожа и впадаю в спячку тоже. Жить всегда в норе стремлюсь, хоть собакою зовусь. (Енотовидная собака).

5. А из птиц всех хорошее я – длинноногая, длинношеяя. (Цапля).

6. Под водой вхожу в нору, ем я рыбу, не икру. Что облезла я – не верь. Я пушной и ценный зверь! (Выдра).

7. Живет в норе, но не лисица, скакать по веткам не ленится. Пушной зверек она, не птица, а называется – (куница).

Река не хочет быть грязной и стремится к самоочищению. Водоросли, бактерии, мелкие живые существа – уничтожают грязь, и постепенно вода очищается. Надо только ей не мешать.

6. Приток Клязьмы – река Поля.

  • Рошальский химкомбинат и без очистки сбрасывает воды свои грязные:

  • растворитель,

  • ацетон,

  • бензин,

  • красители

Вода в этой речке разноцветная, и никто в ней жить не хочет. И хоть мала речка по сравнению с Клязьмой, но ох как заставляет поработать старшую сестру.

А ниже по течению – Лакинск, Собинкаткацкие производства.

  • И от них красители.

  • А еще вырубка леса по берегам.

  • И разрушаются берега от тяжелой техники, а в реку смываются бензин и мазут.

  • И опилочки.

7. Город Владимир.

Сбрасывает разные вредные и не очень вредные вещества в Клязьму до 42000 тонн в год - тысячу вагонов! А сколько воды забирает?! Каждому из нас по 300 литров в день! А какой эту воду возвращает?

  • мыло,

  • порошок стиральный,

  • мазут,

  • грязь с дорог,

  • химия всякая.

8. Спас-Купалище.

Здесь впадает в Клязьму чистая и холодная река Судогда. Особенно это место замечательно своей косой - полоской песка, разделяющей две реки.

9. Город Ковров.

Машиностроительный заводом имени Дегтярева.

Именно машины дают кучу всяких выхлопных газов, которыми так хорошо дышать на улицах наших городов. А еще для машин этих нужен бензин. Так здорово! Нефть качают из земли. А потом - бац! На танкере авария!

  • Нефть разливается! И все вокруг гибнет! Гибнет! А из нефти еще бензин да пластмассу всякую сделать надо!

  • И летят вещества ядовитые в воздух и льются в реки.

А вот этот Ковров хоть воду из Клязьмы не берет - у него своя, артезианская (то есть из-под земли качается). Но сбрасывает туда тоже всего достаточно:

  • соли тяжелых металлов

  • порошок стиральный,

  • мусор,

  • нефтепродукты.

 

10. Сельскохозяйственные угодья по берегам реки.

Урожай там хорош!

  • А химикаты на поля сыпали? Сыпали! Они в реку попали!

  • А вы знаете, что нитраты, которые попадают в реку - ох, как нравятся водорослям!

  • И водоросли очень быстро начинают расти. Но вместо того, чтобы производить кислород, они начинают ночью его поглощать. И его не хватает рыбам и другим животным. Многие из них даже погибают. А вода из-за водорослей становится зеленой и мутной.

  • А от тракторов - мазут в реке.

  • А навоз дождями да паводком смыло.

11. Клязьменский боброво-выхухолевый заказник.

И кого здесь только нет! И лоси, и кабаны, и выхухоли, и бобры, и зайцы, и слоны, и белые медведи, и даже крокодилы плавают! (Проверяется внимательность детей)

Давайте все вместе попробуем сформулировать правила охраны обитателей реки.

12. Город Мстера.

Мы с вами оказались в старинном, основанном еще в XVII веке городе Мстера. Все знакомы с мстёрской лаковой миниатюрой.

13. Город Вязники.

При Петре I вязниковские умельцы поставляли парусину для молодого российского флота. Тут и сейчас крупнейшее объединение по производству льняных технических тканей. Вот и сбрасывают

  • красители

  • отбеливатели.

14. Город Гороховец.

Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Здесь, после старинного города Гороховца, Клязьма впадает в Оку.

Ну вот, мы и заканчиваем наше путешествие. Дайте ответы на вопрос: как, чем вы можете помочь родной реке, речке вашего детства и всем ее обитателям. Например,

  • выявить природные объекты, требующие охраны и охранять их (родники, колодцы),

  • помогать птицам зимой, строить скворечники и синичники,

  • весной помогать малькам перебраться из ям в реку или озеро после спада воды,

  • не допускать бесцельного истребления полезных животных (сов, жаб, летучих мышей) и насекомых, экономить воду,

  • организовывать посадку деревьев вокруг оврагов, ручьев, прудов,

  • не мусорить на берегах (и нигде) и др.

Спасибо за урок!