Конспект урока по развитию речи: "Сочинение по наблюдениям и другим источникам"

Опубликовано: 
Обучение

Бурдюг Ирина Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ г. Мурманска СОШ № 23

 Описание растения в научном стиле «Северный подснежник»

Цели:

  • формировать умение строить научное описание и употреблять языковые средства, свойственные научному стилю;

  • учить составлять рассказ по наблюдениям и другим источникам;

  • воспитывать любовь к природе, родному краю

 

Оборудование:

  • орфографические словари;

  • презентация

 

Ход урока

I.Организационный момент

Эпиграфом к нашему уроку будут строчки из стихотворения А.Плещеева:

«Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…» (СЛАЙД)

 

II. Актуализация знаний

- Почему именно эти строчки стали эпиграфом к нашему уроку?

- Что происходит в природе с приходом весны? (СЛАЙДЫ)

- Как называют первые весенние цветы? Почему?

Послушайте описание растения. Скажите: о каком цветке – подснежнике идёт речь?

 

«Если не придётся вам попасть в лес ранней весной, не расстраивайтесь – подснежники вы отыщете даже в городе. Всюду, где есть хоть невысокий бугорок, пригретый солнцем, сразу после снега могут появиться жёлтенькие огоньки» `

 

- Как называется этот цветок? (СЛАЙД)

- А знаете ли вы, что мать - и - мачеху называют северным подснежником. - Почему его так назвали?

 

III. Формулирование темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы будем писать сочинение описание весеннего цветка - мать – и – мачехи. Сформулируйте цели урока.

Чтобы хорошо написать сочинение, надо к нему подготовиться.

- Что для этого нужно сделать?

(Искать материал в книгах и других источниках. Рассмотреть картинки с изображением растения или его гербарий.)

Особенность нашей сегодняшней работы в том, что это будет сочинение по наблюдениям в научном стиле. (СЛАЙД)

- Чем отличается художественный текст от научного?

Рассмотрите обложки книг. (СЛАЙД)

- Что можно прочитать в художественных книгах, а что в энциклопедиях?

 

Вывод. В художественном тексте передаётся отношение автора, используются образные слова и выражения. В научном стиле только передаётся информация.

 

Физминутка

Зарядка для глаз.

По классу развешаны картинки с изображением весенних цветов. Учитель называет цветок, ученики пытаются найти нужный и показывают его глазами.

 

IV. Составление устного рассказа по готовому плану и опорным словам

При составлении текстов мы пользуемся планом.

Составим план сочинения.

- На какие вопросы нужно будет ответить, рассказывая о растении?

- Как начать описание?

- В каком порядке описывать детали?

- Как можно закончить описание?

- Составьте рассказ по готовому плану и опорным словам.

Примерный план.

  1. Вступление.

2. Основная часть.

а) Где и когда появляется.

б) Описание цветка.

в) Появление листьев.

  1. Заключение. Целебные свойства цветка. (СЛАЙД)

Лексико-орфографическая подготовка

Обратите внимание на столбики слов.

листья – листочки

травянистое растение – травка

стебли – стебельки

цветы - цветочки

- Слова какого из этих столбиков мы будем использовать в научном описании?

- При написании сочинения можно использовать опорные слова:

северный подснежник, мать-и-мачеха, травянистое растение, многолетнее, золотисто-жёлтые цветы, стебли, покрытые чешуйками, территория России, предпочитает, округло-сердцевидные, прикорневые листья, беловойлочные, чешуйчатые листья, целебные свойства, успокаивает кашель. (СЛАЙД)

V. Составление устных рассказов обучающихся

(Обсуждение, исправление речевых ошибок.)

VI. Самостоятельная письменная работа учеников

«Копилка» наших знаний о цветке (карточки - инструкции).

VII. Итог урока. Чтение вслух собственных сочинений

VIII. Рефлексия

- Если вы считаете, что текст у вас получился, вам было легко составить и написать сочинение, то поставьте галочку у распустившегося цветка, а если вы испытывали затруднение, то у нераскрывшегося бутона. (СЛАЙД)

IX. Домашнее задание

  • Оформить своё сочинение.

  • Составить загадку о цветке.

 

Приложение. Образец учителя.

Северный подснежник.

Мать - и - мачеха - многолетнее травянистое растение.
Появляется она ранней весной одной из первых трав и цветёт до середины мая. Мать-и-мачеха распространена почти на всей территории России. Предпочитает сырые берега рек, овраги, глинистые склоны, холмы, канавы и обочины дорог.
Мать-и-мачеха - растение с золотисто-желтыми цветами, похожими на одуванчик. Когда растение отцветает, появляются плотные, округло-сердцевидные листья на длинном, сочном черешке. Снизу беловойлочные (тёплые — мать), сверху гладкие (холодные — мачеха). Листья цветущего стебля чешуйчатые, острые, часто буроватые.
Мать-и-мачеха обладает целебными свойствами. Она успокаивает кашель, уменьшает воспаление, возбуждает аппетит, заживляет раны. Помогает и при головной боли. В переводе с латинского языка название цветка означает «кашель» и «прогонять».

 

Загадка

На откосе, на лугу, босиком на снегу,

Первые цветочки – жёлтые глазочки.

(Мать – и – мачеха.)