Пленэрный пейзаж в живописи

Опубликовано в разделе: 
Культура

Удивительно, но до XIX века художники-пейзажисты практически не писали с натуры. Не позволяли технические средства: краски готовились в мастерских, и писать полотна на природе просто не было возможности. Художники делали зарисовки, эскизы, а над самими пейзажными полотнами работали в мастерских.

Только в XIX веке, с появлением тюбиковых красок, пейзажисты смогли выходить на пленэр.

И в пейзажной живописи произошла революция!

(Ф.А. Васильев "Рожь")

 

(Ф. А. Васильев "Тополя")

В чём разница между этими двумя подходами к изображению природы – работой в мастерской и работой на пленэре? Создавая пейзажи в мастерских, живописцы XV – XVIII веков вынужденно становились идеалистами. Они изображали идеальную природу, во многом являвшуюся плодом воображения. Работа в мастерской, на основе воспоминаний и набросков, накладывала определённый отпечаток фантазии на пейзаж.

(Claude Monet "The summer poppy field")

Глядя на пейзажи мастеров XV – XVIII столетий, нетрудно заметить некоторую оторванность от реальности, будь то строгий пейзаж классициста, бурная борьба стихий на полотне художника эпохи барокко или радостная игра пастельных полутонов на картине периода рококо.

(John Constable)

Но вот пейзажисты вышли на природу, на пленэр – и картины преобразились. В них ворвался свежий ветер бескрайних просторов, на полотна хлынули потоки живого света. Художники стали писать пейзажи с натуры, в условиях естественного освещения. Оказалось, что огромную роль в пейзаже могут играть воздух и свет! Раньше героями пейзажных полотен были флора и архитектура, застывшие в неком безвременье (сезоны года и время суток несли отпечаток условности), теперь же художники сосредоточились на передаче мгновения.

(И. С. Остроухов "Ранней весной")

С одной стороны, пленэрная революция привела к повышению реалистичности в пейзажах. С другой – привела к рождению жанров, в которых сами силуэты деревьев, цветов, архитектурных сооружений стали условными, поскольку главное внимание живописцы стали уделять передаче особенностей света и воздуха в конкретный момент написания картины. Именно пленэр породил жанр импрессионизма, основой которого стала передача мимолётного впечатления.

(А. А. Иванов Аппиева дорога при закате солнца)

 

(А. А. Иванов Понтийские болота)

Интересно, что статус пейзажа в живописи с приходом пленэрной революции повысился. В XV – XVIII века пейзаж считался второстепенным жанром живописи, хотя и в эти столетия создавались великолепные пейзажные шедевры. Но всё-таки писать пейзажи считалось не столь престижно, как, скажем, батальные полотна. В XIX веке отношение к изображению природы изменилось, родились целые плеяды великих пейзажистов. Именно пленэр сделал пейзаж одним из главных направлений в работе импрессионистов.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.