Уильям Тёрнер – художник воздуха и света

Опубликовано в разделе: 
Культура

Один из самых известных пейзажистов XIX века, удивляющей и самобытностью, и удивительным талантом передавать особенности воздуха и света – английский художник Уильям Тёрнер.

В его картинах больше место отведено атмосфере: то туманной, то играющей светом, и почти всегда наполненной движением. Работы Тёрнера, несмотря на романтизм, удивительно точно передают состояние воздуха.

Например, на историческом пейзаже «Дидона, основательница Карфагена» (на первой иллюстрации), наблюдается необычное свечение солнца, что, по мнению ряда исследователей, является последствием извержения индонезийского вулкана Тамбора.

Исключительно большую роль играет свет и воздух на полотне «Последний рейс корабля “Отважный”». Кажется, что на этой картине – два героя: корабль, участник Трафальгарской битвы, уходящий в доки, где он будет разобран, и небо.

Лёгкая дымка, делающая пейзаж чуть нереальным, романтичным, будто восставшим из сна, наполняет пространство картины «Современный Рим – Кампо Ваччино». Перенося на холст развалины Римского форума, превратившегося в Campo Vaccino – «пастбище для коров» – Тёрнер не стремится к чётко-реалистичному изображении местности, предпочитая запечатлеть небо и воздух, ощущения и впечатления. Этим Тёрнер предвосхищает импрессионистов.

Своеобразный стиль этого живописца, опередившего своё время, не сразу был воспринят публикой. Привыкшие к классицизму и сентиментализму английские ценители искусства были возмущены и слишком яркими красками Тёрнера, и нечёткими силуэтами, другими «вольностями». В некоторых полотнах художник предвосхитил абстракционизм. Неудивительно, что консервативная публика начала подозревать в нём сумасшествие…

Особенно удивляли публику такие картины, как «Восход с морскими чудовищами»: туманная фантасмагория с несколькими расплывчатыми силуэтами. Заметно, что расплывчатый восход солнца в тумане и характер бурного моря интересовали Тёрнера гораздо больше, чем заявленная в названии конкретика.

Буйство красок, создающее впечатление адского хаоса, наполняет картину «Невольничий корабль». Это полотно посвящено «бойне на “Зонге”», когда команда невольничьего корабля ради получения страховой премии выбросила за борт несколько десятков рабов – детей, женщин, мужчин. Здесь тоже слишком мало конкретики для консервативного зрителя: Тёрнер сосредотачивается на изображении кипящего морского котла и адских оттенков закатного солнечного света, что позволяет ему передать катастрофичность сюжета и возвести её в степень апокалиптичности.

Ещё один пример работы Уильяма Тёрнера, в котором доминируют не силуэты, а свет и воздух – картина «Дождь, пар и скорость». От мчащегося в золотистом мареве тумана поезда видна только паровозная труба, а главной задачей художника становится передача ощущения скорости и напора, с которым происходит вторжение стихии урбанистической в стихию природную.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.