Заключительная оратория Йозефа Гайдна: "Времена года"

Опубликовано в разделе: 
Времена года

Оратория "Времена года" стала последним из масштабных произведений Йозефа Гайдна. После нее он уже не создавал крупных музыкальных произведений. "Времена года" создавались на пике славы, когда публика была под впечатлением другого творения гения - оратории "Сотворение мира".

Идею и тему для оратории подбирал Готфрид ван Свитен. Барон ван Свитен решил обратить внимание на творчество Джеймса Томсона. Четыре поэмы "Времена года" буквально очаровали его. Будучи композитором-любителем, ван Свитен не стремился выдвинуться именно на музыкальной арене. Он работал скорее для того, чтобы рассказать о музыкальных гениях прошлого и показать публике всеобъемлющий гений Йозефа Гайдна.

Несомненно, ван Свитен делал все, чтобы доказать, что для композитора нет ничего невозможного. К тому же барон разбирался во вкусах публики. Он не случайно выбрал произведение английского сентименталиста для новой оратории: эта тема оказалась такой новой и свежей для слушателей, что тихая сельская жизнь быстро вошла в моду. Сентиментализм завоевал сердца публики.

Йозеф Гайдн признавался, что работать с ван Свитеном ему было трудно. Некоторые вещи из сентиментальных поэм "Времена года" было сложно перевести на музыкальный язык. Например, в летних композициях встречается кваканье лягушек и тема самоотверженного труда. Как изобразить музыкальными средствами труд?

Гайдн все-таки справился со своей задачей. В его новом произведении более прозорливые ценители музыки, настроенные на философский лад, уловили нечто большее, чем изображение времен года. По временам года Гайдн изобразил также человеческую жизнь, как она есть. Начиная с буйной и неистовой весны, он постепенно перешел к описанию тихого сельского лета, прерываемого лишь кваканьем лягушек.

Некоторое смятение в летние картины вносит ливень и гром, которые, впрочем, только идут на пользу полям и лугам. Осень - не только время жатвы, это еще и символ того времени в человеческой жизни, когда он может пожинать плоды упорного труда ранних лет жизни. В осенних картинах центральной является тема деревенской пирушки. Зимняя часть начинается туманами и жужжанием прялки.

"Времена года" - одно из самых великих произведений Гайдна, завершенное в 1801 году. Публика встретила творца бурными овациями после премьеры. Никто не мог предвидеть, что с 1802 года Гайдн не напишет больше ни одного музыкального произведения.