Башмачкин: характеристика и образ героя

Акакий Акакиевич Башмачкин

Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель». По воле автора мы знаем только о рождении Башмачкина и его взрослой жизни. Это герой «без истории», потому что в нём нечего объяснять: он подобен тысячам других — незаметных, не особенно умных, тихих, покорных. Таков замысел автора.

Акакий Акакиевич живёт в Петербурге, служит титулярным советником — переписывает ровным почерком бумаги, составленные другими, за 400 рублей годового жалованья, — и не умеет ничего другого. Однажды ему доверили большее — переписать и при этом «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье…» Однако и такая простая работа оказалась Башмачкину не под силу — он взмолился «что-нибудь переписать…» Ему — за 50 лет, лысоват, рыжеват, рябоват, без семьи и родных.

Сослуживцы смеются, даже откровенно издеваются над Акакием Акакиевичем: придумывают истории, что старая квартирная хозяйка бьёт Башмачкина, сыплют ему на голову рваную бумагу. Но герой, когда становилось невыносимо, только произносит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Портной Петрович отказывает чинить шинель Башмачкину
(Портной Петрович отказывает чинить старую шинель Акакию Акакиевичу)

Так бы и переписывал Башмачкин бумаги — а он страстно любил свою простейшую, бездумную службу, но совсем износилась его шинель, которую он годами латал у портного Петровича. В этот раз Петрович не стал чинить шинель, потому что и заплаты негде было поставить — всё расползалось.

Отказавшись практически от всего, экономя на необходимом , Акакий Акакиевич собирает деньги на новую шинель, которая становится для него мечтой. Когда шинель готова и уже в первый раз надёвана, воры на площади ночью снимают её с героя.

Разбойники отбирают новую шинель у Акакия Акакиевича
(Разбойники отбирают новую шинель у Акакия Акакиевича)

Никто даже не взялся помочь Акакию Акакиевичу в поисках разбойников и шинели — ни «частный», ни «значительное лицо». Башмачкин заболевает горячкой и умирает. Но и после смерти нет ему покоя: люди рассказывают, что у Калинкина моста встречает прохожих мертвец да сдирает с плеч шинели…

Характеристика героя

Ролан Быков в роли Башмачкина к/ф "Шинель" 1959
(Ролан Быков в роли Башмачкина к/ф "Шинель" 1959, и далее кадры из фильма)

Акакий Акакиевич с точки зрения «соревновательного общества» совершенно ничтожен. Он не просто ничего не достиг, но и не стремится к большему, не делает карьеру, не заводит знакомств, немногого желает — только бы спокойно переписывать бумаги.

Гоголь недаром выбрал такое имя герою: с греческого оно означает «незлобивый, невинный», а на русском звучит смешно и двусмысленно («видно, его такая судьба»). Герой не просто «невинный», а дважды такой — по имени и отчеству. Причём «невинный» в христианском понимании слова (Гоголь в это время уже чрезвычайно погружён в христианство): не знающий искушений, неподвластный соблазну, похоти, жадности, зависти.

А ещё — «...существо,... никому не дорогое...», совершенно одинокий, но никому не жалующийся человек. Видимо, даже телесной страстной любви в его жизни не случилось: так и живёт Акакий Акакиевич — бобылём и аскетом. Зато всегда вовремя «поспевает», когда выкидывают всякую дрянь — корки, очистки и прочее, которые как раз и попадают в него…

Подобные люди с древности на Руси становились либо святыми, либо глубоко презираемыми. Второе относится к Башмачкину. Почему его презирают, ведь ни одному живому существу — не то что человеку — зла он не сделал? Это и есть первый главный вопрос петербургской повести Н. В. Гоголя. Второй — как «вещь самая ничтожная… становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя» (А. Григорьев)?

Образ героя в произведении

Башмачкин — первый «маленький человек» в русской литературе, герой, который ничем, кажется, не может заинтересовать читателя и к которому сложно испытать любое заметное чувство — хоть симпатию, хоть презрение.

Но французский критик Эжен Вогюэ в статье о Достоевском написал, что вся «большая» (Достоевский, Толстой) русская литература вышла из гоголевской «Шинели». Гоголь предвосхитил начало великих гуманистических тенденций, которые в конце ХХ – в XXI веке охватят мир и о которых столько говорят на страницах русских классиков.

Башмачкин — первая попытка показать, что делает с человеком «власть потребления». Безгрешный, невинный, незлобивый, он превращается в монстра, когда предел мечтаний — шинель — отобрана. Фантастика? У Гоголя — да, в современности — обычное дело.

С другой стороны, Акакий Акакиевич — зеркало для прочих. Без оснований высокомерное и жестокое отношение к нему показывает, каковы настоящие ценности общества: как в стае — если ты слаб, не огрызаешься, не бьёшься за лучшее место, тебя будут грызть все, даже просто так. Хотя каждый из «кусавших» Башмачкина считал себя христианином и наверняка отмечал христианские праздники.

Проблемы, ставшие основой повести, чрезвычайно усугубились сейчас. Общество потребления, культа успешности плохо принимает тех, кто не таков. Идут столетия. От Рождества Христова прошло уже более 2 000 лет, а закон стаи до сих пор оказывается сильнее 10 заповедей. 


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.