Борис: характеристика и образ героя

Катерина и Борис

Борис Григорьевич – это антагонист Тихону в романе Островского «Гроза», которому не удается до конца вжиться в это амплуа.

Противопоставления не происходит, поскольку оба героя в равной степени демонстрируют низменные черты характера и тем отталкивают от себя читателя и Катерину.

Рисуя портрет Бориса, автор делает попытку создать персонаж, в котором воплотились бы чаяния Кати, но получается образ человека, покорного своей выгоде и благополучию.

Характеристика героя

Владимир Алексеевич Сафронов в роли Бориса, пьеса "Гроза", Малый Театр
(Владимир Алексеевич Сафронов в роли Бориса, пьеса "Гроза", Малый Театр)

Борис Григорьевич получил великолепное по тому времени образование, окончив Коммерческой академии. В ожидании возможности вступления в наследство он возвращается в город Калинов, где всячески угождает дяде – Дикому, местному самодуру.

Шаг за шагом приоткрывается перед нами характер молодого человека, теряя при этом следы внешнего лоска. Это человек, готовый на все, чтобы добиться поставленной цели, а если для этого не нужно ничего делать (проявить бездействие), то тем лучше. Показывая на людях отличное образование и умение произносить красивые речи, он нет-нет, но говорит так, как преобладающая часть купечества – люди самого простого происхождения и порой вовсе без образования.

Борис – это еще один образчик Домостроя в его весьма неприглядной форме. Себя полагает ущемленным и обиженным, но при этом решительно отказывается менять свое «угнетенное» положение. Его целиком и полностью устраивает то, что за него принимает все решения Дикой, беря тем самым на себя и ответственность за них. Только на словах и в строго выверенном обществе позволяет он себе высказаться против такого положения вещей.

Эгоистичный человек, Борис Григорьевич очень рад, что впереди две недели приятного времяпрепровождения с симпатичной Катериной. Что будет с женщиной после – его вовсе не интересует и не заботит. На первом плане лишь одно – собственное удовольствие. Какова Катя из себя как человек, чем дышит, к чему стремится ее душа, для героя не имеет ровно никакого значения, не представляет интереса. Понимать ее – лишний труд.

Сходство между любовником и мужем Катерины прослеживается во многом. Два человека воспитаны домостроевским укладом Калинова, что накладывает стойкий отпечаток на образ мысли и действия. Каждый теоретически способен на светлое и бескорыстное чувство, да только не испытывает в этом ни малейшей потребности, коль скоро все необходимое у них уже есть. Ради Кати ни один не готов пойти против Домостроя. Безответственность каждого становится одной из ступенек к трагическому финалу пьесы.

Образ героя в произведении

Катерина с Борисом

Может показаться, что главным отрицательным персонажем в произведении является Кабаниха. Однако, она только один из них, ведь одних лишь ее действий оказалось недостаточно для того, чтобы сломить дух невестки. Напротив, чем дальше, тем больше возникает ощущение, что купчиха испытывает страх перед девушкой, имеющей достаточно силы воли, чтобы возражать, не соглашаться, протестовать, а главное, пытаться вывести мужа из-под влияния свекрови.

Родители Бориса умерли во время эпидемии холеры в Москве. После себя они оставляют завещание, условия которого обязывают молодого человека во всем подчиняться своему дяде – Дикому. Между тем купец вовсе не горит желанием облагодетельствовать племянника, ведь у него есть свои дети. Со временем наследник понимает, что ему вряд ли стоит ждать милости от дяди, да только найти в себе достаточно твердости, чтобы уехать, не удается.

Кадр из кинофильма "Гроза", СССР, 1933
(Кадр из кинофильма "Гроза", СССР, 1933)

Что привлекает в герое Катерину? Его внешний лоск, благородные манеры, обходительное обращение. Того, что прячется за ними она не в силах различить до тех пор, пока не наступает время для решительных действий. Вот только на действия ее герой не способен. Трудно найти худшую пару для религиозной и светлой душой девушки.

В глазах Островского Борис – самый слабохарактерный человек, которому не нравится его жизнь, но и менять ее он не будет, если на то его не вынудят обстоятельства непреодолимой силы. А таковых – нет. Отказавшись увезти Катю из Калинова, он буквально толкает ее к гибели, хотя и не дает себе труда задуматься над тем, что ждет брошенную им женщину далее. И даже в каждой своей обличительной речи он приходит только к одному выводу: только он сам достоит всякого сочувствия, ведь его страдания превыше всего. Любить и жертвовать собой он не способен.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.