Мечтатель: характеристика и образ героя

Мечтатель

В своей повести «Белые ночи» Достоевский неслучайно даёт подзаголовок «сентиментальный роман». Этот подзаголовок указывает на своеобразие не жанра, а содержания повести: этот роман действительно оказался сентиментальным благодаря главному герою произведения. В центре повести молодой человек, который приехал в Петербург работать. Повествование идет от его лица и укладывается в рамки нескольких ночей – главных, как он считает, в его жизни.

Юноша, имени которого не называется, встречает на улице девушку, спасает её от назойливых приставаний, узнает её историю, и, несмотря на то, что эта история плотно связана с другим молодым человеком, вызывается помочь девушке. Влюбившись в Настеньку, Мечтатель рыцарски выполняет то, на что подписался и в финале препоручает её в руки жениху. Наступает утро, и оно отрезвляет, подчеркивает одиночество и светлую грусть героя.

Характеристика героя

Мечтатель из Белых ночей Достоевского
(Олег Стриженов в роли Мечтателя в фильме "Белые ночи", 1959 )

Бледное измятое лицо, открытая и «созерцательная» улыбка, бедность, которая сквозит в образе Мечтателя – пожалуй, это весь портрет, который приводится в повести, ведь Мечтатель не описывает сам себя, зато с огромным удовольствием и любовью описывает окружающий мир. 26-летний чиновник, он, как и многие в городе, живет от получки до получки, а основное его занятие – мечтательство. Гуляя по улицам города, он погружается в грезы, в его воображении оживают дома и будто разговаривают друг с другом, а сам он путешествует в мирах, воображая себя кем-нибудь, но не собой.

Чистый душевно, невинный и добрый, Мечтатель не находит ни одной родственной души, постоянно ощущая свою постороннесть в этом мире и ища того, к кому будет душевный отклик. Неудивительно, что он влюбляется в Настеньку – во-первых, его душа жаждала контакта с похожей на его душу («хотел полюбить ту, которая приснится во сне»), во-вторых, искренний и бескорыстный, способный не только на размышления, но и на поступки, Мечтатель просто не мог не прийти на помощь девушке, а затем был покорен ею, словно рыцарь из собственных фантазий. И по законам сентиментального жанра.

 Образ героя в произведении

Кадр из фильма "Белые ночи" 1959
(Кадр из фильма "Белые ночи", в ролях Олег Стриженов и Людмила Марченко, 1959)

Главный герой, которому автор отказывает даже в имени, оказывается человеком чувствующим и сопереживающим. Не давая герою имени, автор намекает на его типичность. Это типичность уже хорошо знакомого нам маленького человека.  Одновременно с этим, мечтатель — это новый образ «лишнего человека», который впоследствии будет воспет другими авторами.

Мечтатель может являть собой символ – то, что читателю ничего не известно о нем, об его происхождении, истории, семье, образовании, - по заметкам критиков, это и есть показатель его нереальности, оторванности от настоящей жизни.

 В образе мечтателя изображается человек, полный сил и молодой, но уже ощущающий себя чуждым окружающему миру. Это мечтатель, ушедший в мир романтической грезы, длительным отношениям противопоставивший образы, созданные его воображением. Этими образами полностью отклонил заслонился от окружающей действительности, так как она негуманна, враждебна, не может способствовать раскрытию чистых человеческих побуждений. Мечтатель – это романтик, видящий Петербург чистыми глазами и воспевающий его.  писатели демократы утверждали в образе мечтателя скрыт протест против российской действительности, что в его образе выписана молчаливая борьба против насилия человечество преобразование действительности в духе социальной справедливости. Это не совсем так: Достоевский не вкладывает во внутренний мир мечтателя протест против больного общества, его жестокости.

Настенька - фильм Белые ночи
(Настенька)

 Так как образ Настеньки противопоставляется образу Мечтателя как образ живой и активный образу уставшему и отжившему, мы видим, что стремления Мечтателя обречены, тогда как счастье Настеньки вполне возможно. Мечтатель – это невозможность жить настоящей жизнью, невозможность воплотить идеал в реальности, только тихое одиночество, наедине только со своим потенциально сильным, творческим воображением.

Достоевский посвятил повесть А.Н. Плещееву, другу юности, и возможно, что именно друг стал прототипом главного героя. Некоторые исследователи видят в мечтателе образ самого молодого Достоевского. Также в герое видят истоки образа главного героя романа «Униженные и оскорбленные», который Достоевский напишет позже.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.