Постмодернизм в литературе
Постмодернизм как литературное течение берёт своё начало в конце XX века. Он возникает как протест устоям, исключая любое ограничение действий и приёмов, стирает границы между стилями и даёт авторам абсолютную свободу творчества. Главный вектор развития постмодернизма – это свержение всяких устоявшихся норм, смешение «высоких» ценностей и «низменных» потребностей.
Сближение элитарной модернистской литературы, которая была сложна для понимания большей части общества, и примитивизма, отвергнутого интеллектуалами в силу своей шаблонности, ставило целью избавиться от недостатков каждого стиля.
Точные даты возникновения этого стиля неопределенны. Однако его происхождение является реакцией общества на результаты эпохи модернизма, окончание Второй мировой войны, ужасы, происходившие в концлагерях и бомбардировку Хиросимы и Нагасаки. Одними из первых произведений выделяют «Расчленение Орфея» (Ихаб Хассан), «Каннибал» (Джон Хоукс) и «Вопль» (Аллен Гинзберг).
Концептуальное оформление и теоретическое определение постмодерн получил только в 1980-е годы. Этому способствовали, прежде всего, наработки Ж.Ф. Лиотара. Выходящий в США журнал «Октобер» активно пропагандировал постмодернистские идеи выдающихся представителей культурологии, философии и литературоведения.
Постмодернизм в русской литературе XX века
Противопоставление авангардизму и модерну, где чувствовались настроения Серебряного века, в Русском постмодернизме выражалось отказом от реалистичности. Писатели в своих произведениях описывают гармонию как утопию. Они находят компромисс с хаосом и космосом. Первым независимым откликом постмодерна в России является «Пушкинский дом» Андрея Битова. Однако читатель смог насладится им лишь спустя 10 лет после выхода, так как на его печать был наложен запрет.
(Андрей Анатольевич Шустов "Баллада")
Российский постмодернизм обязан многогранностью образов отечественному соцреализму. Именно он является отправной точкой для размышления и развития персонажей книг этого направления.
Представители
Идеи сопоставления противоположенных понятий ярко выражены в творчестве следующих писателей:
- С. Соколов, А. Битов, В. Ерофеев – парадоксальные компромиссы между жизнью и смертью;
- В. Пелевин, Т. Толстая – соприкосновение реального и фантазийного;
- Пьецух – граница устоев и абсурда;
- В. Аксёнов, А. Синявский, Л. Петрушевская, С. Довлатов - отрицание любых авторитетов, органичный хаос, сочетание на страницах одного произведения нескольких направлений, жанров и эпох.
(Назим Гаджиев "Восемь" (семь собак, одна кошка))
Направления
Базируясь на понятиях «мир как текст», «мир как хаос», «авторская маска», «двойной ход» направления постмодернизма по определению не имеют конкретных границ. Однако анализируя отечественную литературу конца XX века, выделяются некоторые особенности:
- Ориентация культуры на саму себя, а не на реальный мир;
- Тексты берут начало у стоков исторических эпох;
- Эфемерность и призрачность, наигранность действий,
- Метафизическая замкнутость;
- Нонселекция;
- Фантастическая пародия и ирония;
- Логика и абсурд сочетаются в едином образе;
- Нарушение закона достаточного обоснования и исключения третьего смысла.
Постмодернизм в зарубежной литературе XX века
Литературные концепции французских постструктуралистов вызывают особый интерес у американского писательского сообщества. Именно на его фоне формируются западные теории постмодернизма.
(Портрет - коллаж из мозаики произведений искусств)
Точкой невозврата к модернизму становится статья Лесли Фидлера опубликованная в «Плейбое». В самом заголовке текста кричаще демонстрируется сближение противоположностей – «Пересекайте границы, засыпайте рвы». В ходе формирования литературного постмодерна тенденция преодоления границ между «книгами для интеллектуалов» и «рассказами для невежд» набирает всё большие обороты. В результате развития, между зарубежными произведениями просматриваются определённые характерные черты.
Некоторые особенности постмодерна в произведениях западных авторов:
- Деканонизация официальных норм;
- Ироничное отношение к ценностям;
- Наполнение цитатами, короткими высказываниями;
- Отрицание единственного «я» в пользу множества;
- Нововведения форм и способов изложения мыслей, в ходе изменения жанров;
- Гибридизация приёмов;
- Юмористический взгляд на бытовые ситуации, смех как одна из сторон жизненного беспорядка;
- Театральность. Игра с сюжетами, образами, текстом и читателем;
- Принятие разнообразности жизни через смирение с хаотическими событиями. Плюрализм.
Родиной постмодернизма как литературного направления считается США. Наиболее ярко постмодернизм отражается в творчестве американских писателей, а именно последователей «школы чёрного юмора» в лице Томаса Пинчона, Дональда Бартельми, Джона Барта, Джеймса Патрика Данливи.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.