Сюрреализм в литературе

сюрреализм

Под понятием сюрреализма понимают направление в буржуазном современном искусстве, целью которого было познание глубин человеческого подсознания, приобщение к сверхъестественным явлениям и создание другой реальности, абсолютной отличной от существующей. Он стал олицетворением кризиса капиталистического строя и достиг особой популярности в период Первой и Второй мировых войн.

Обратные стороны окружающей реальности были воплощены в живописи Сальвадора Дали и Макса Эрнста, кинематографических шедеврах Луиса Бонюэля, литературном наследии Андре Бретона, Луи Арагона, Рене Шара, Анри Мишо, Робера Десноса, Поля Элюара.

Гийом Аполлинер
(Гийом Аполлинер)

Сам термин «сюрреализм» был придуман французским поэтом Гийомом Аполлинером, а его основоположником считается поэт и художник Андре Бретон, создавший идеологию сюрреализма в начале 20-х годов ХХ века («Манифест Сюрреализма», 1924 год) и пропагандирующий его основы на протяжении всей своей жизни.

Андре Бретон
(Андре Бретон)

Бретон рассматривал данное направление как психический автоматизм, в котором мысль не диктуется разумом и не зависит от нравственных соображений. Французские сюрреалисты в своем большинстве были разрознены, и не имели общих взглядов и позиций в своем разнообразном творчестве, их объединяла единая цель – не только создание абсолютно нового стиля в искусстве, а еще и полностью измененного нового мира, по их мнению, высшей истиной на земле являлось бессознательное начало.

Провести анализ работ поэтов и художников, работавших в данном стиле, практически невозможно, и неподготовленный зритель или читатель не сможет в полной мере понять смысл сюрреалистических полотен или произведений. Можно сказать, что произведения данного направления имеют ориентацию на создание идей и образов, а не самого предмета. Только человек, обладающий хорошим воображением и способностью широко мыслить, может погрузиться в мир творчества сюрреалистов и открыть для себя нечто новое и неизведанное.

Магнитные волны Андре Бретон
(Обложка книги "Магнитные поля" Андре Бретон)

Понятие сюрреализма в литературе связано с выходом в свет книги «Магнитные поля» (1918 год), её авторы Андре Бретон и Филипп Супо называют её сборником «автоматических текстов», и она является первым литературным произведением, написание которого полностью не контролировалось авторским сознанием. Оно было создано по предложенному Бретону методу использования фраз и мыслей на грани сна, который очень часто в произведениях писателей и художников-сюрреалистов является идейным вдохновителем и способом познания реального мира. Творцы сюрреализма искали свои творческие источники в глубинах подсознания, в сновидениях, сверхъестественных состояниях, сумасшествии, галлюцинациях («Бдение» Андре Бретона, «Воскресение» Филиппа Супо, «Вздыхающая тень» Элюара).

Джорджо Де Кирико Красная башня
(Джорджо Де Кирико "Красная башня")

Писатели-сюрреалисты пытались освободить свой дух от власти разума и для этого они применяли различные способы и методы. Например, такие как сеансы гипнотического транса или коллективное обсуждение увиденных каждым из них снов. Для написания текстов использовались бессознательно наговоренные мысли и фразы, особенно характерно использованием таких методов творчество французских поэтов-сюрреалистов Робера Десноса и Рене Кревеля (1922-1923 гг.).

Помимо записи сновидений сюрреалисты пользовались такой своеобразной практикой, в которой авторы дописывали друг за другом, не видимые ими слов и фразы, практиковалось совместное соавторство: «Непорочное зачатие» авторы Бретон и Элюар, «Отставить работы» Бретона, Элюара и Шара, «152 пословицы на потребу дня» Элюара и Бенжамена Пере. Таким образом они пытались сделать процесс творчества дезсубъективным и расширить творческие рамки любого автора, сделать границы произведения практически бесконечными.

Джорджо Де Кирико Загадка прибытия и после полудня
(Джорджо Де Кирико "Загадка прибытия и после полудня")

Сюрреалистическая поэзия сильна традициями любовной лирики, однако не в её традиционном понимании, а в переосмыслении с использованием приемов психоанализа, возникающих в нашем подсознании образов и символов. Наиболее известные из них: «Огонь радости», Луи Арагон, «Свет земли» «Седовласый револьвер», «Дух воды», Андре Бретон, «Траур за траур», «Со всем имуществом», Робер Деснос, «Смерть от бессмертия», «Столица боли», «Сама жизнь», Поль Элюар, «Небесный триктрак», «Пуповина лимба», Антонен Арто.

Конец двадцатых годов ознаменовался расколом в рядах приверженцев сюрреализма, радикально настроенные Поль Элюар и Луи Арагон, став участниками марксистского революционного движения во Франции, постепенно отходят в своем творчестве от усложненных образов, характерных для сюрреализма, и обращают свои взгляды на неоклассические формы поэзии и прозы, более приемлемые для коммунистической идеологии. Влияние сюрреализма впоследствии сказывалось не одно десятилетие, проявляясь в творчестве различных латиноамериканских писателей и поэтов ХХ столетия, оставляя свой след в поэзии и драматургии стран Америки, Европы и славянских стран сначала в 50-х, а затем в 70-х годов прошлого века.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.