Н.М. Карамзин "Бедная Лиза": цитаты героев и автора повести
«Бедная Лиза» - знаковое произведение, положившее начало русской оригинальной прозе. Повесть является первым и наиболее удачным воплощением традиций сентиментализма, который пришел на смену классицизму и стал основанием для расцвета реализма во второй половине века.
Повесть стала блестящим дебютом для молодого Николая Карамзина, которому на момент ее публикации ее в «Московском журнале» исполнилось 26 лет. В считанные месяцы после издания «бедной Лизы» начинающий писатель стал знаменитым на всю страну. Повесть – передовое произведение для своего времени. Ее отличительные черты:
- Демократичность: герои – крестьяне, которых в конце 18 века в России считали предметом собственности;
- образы приближены к реалистичным характерам, которые имеют положительные и отрицательные черты;
- субъективное описание, наличие образа автора;
- трагический сюжет – популярный в литературе сюжет автор приблизил к действительности, однако главной причиной трагедии становятся особенности характеров персонажей, а не социальное неравенство, о котором заговорят позднее;
- использование русского материала: Карамзин привязывает сюжет к действительности, описывая реальные места Подмосковья.
- смешение трех штилей языка, которые разделяли классицисты, введение новых слов-калек, отказ от старославянизмов, стиль речи более приближен к разговорному.
Цитаты главных героев
"Бог дал мне руки, чтобы работать, — говорила Лиза, ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою" Лиза.
—Героиня утешает старушку-мать, которая переживает, что дочери приходится много работать. Автор впервые в официальной культуре обратился к изображению крестьян, которых не считали полноценными людьми. Лиза обладает высокими человеческими качествами и чувством долга.
"Никто не владей вами!" — сказала Лиза, чувствуя какую-то грусть в сердце своем" Лиза.
— Героиня бросила в реку цветы, которые принесла в город для продажи Эрасту после их первой встречи и не дождалась его. Уже с первых строк автор предостерегает Лизу, невольно напрашивается параллель между гибелью девушки и этой сценой.
"Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами...". Лиза.
— героиня отвечает материна на ее замечание о том, что Эраст – хороший жених. Подчеркивается социальное неравенство героев, которое делает невозможным их законный союз. В душе героини возникает конфликт между чувством и разумом, который характерен для сентиментальной прозы.
"Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет" Эраст.
— Слова выражают впечатление героя после первых встреч с Лизой. Для него героиня – это часть незнакомого ему крестьянского мира, близкого к природе. Он желает новых ощущений и радостей. У героя не возникает страха за судьбу Лизы.
"Ах нет, Лиза! Ей не надобно ничего сказывать" Эраст.
— Уже после первого свидания герой предупреждает Лизу, чтобы она ничего не говорила матери.
"Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!" Лиза.
— Мысли счастливой героини после первых признаний в любви. Автор показывает, что героиню ведет сильное чувство любви, ради которой отрекается от доводов разума, забывает о долге.
"Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, — и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу" Эраст.
— так отвечает герой, на замечание Лизы о том, что их брак невозможен. Уже с первых свиданий он ищет только наслаждение, забывая об ответственности перед девушкой.
"Мне казалось, что я умираю, что душа моя... Нет, не умею сказать этого!.. Ты молчишь, Эраст? Вздыхаешь?.. Боже мой! Что такое?" Лиза.
— Смятение героини после рокового свидания. Для автора, как и для его современников, незаконная любовь в полном ее проявлении – порок. Грех разрушает гармонию души, губит героиню.
"Смерть за отечество не страшна, любезная Лиза" Эраст.
— Слова героя о военной службе. Как показывает повествование, Эраст лицемерно относится не только к любви, но и к гражданскому долгу. Он не готов рисковать собой, его служба кончилась разорением после проигрышей в карточных играх.
"Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне" Лиза.
— Слова героини после последней встречи с Эрастом. Лиза понимает, что сгубила себя, отдав честь и забыв о долге ради чувства.
Цитаты второстепенных персонажей
"Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром" Мать Элизы.
— Наставление старушки, после того, как Лиза рассказа о продаже цветов. Автор в очередной раз подчеркивает положительные качества крестьян, жизнь которых основана на понятии долга, нравственности, честности и труда. на этом фоне невыгодно выглядит существование Эраста, наполненное скукой, картежными играми, любовными увлечениями.
"Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травою и новыми цветами покрывается" Мать Элизы.
— Впечатления героини, порожденные красотой природы. Высказывание раскрывает смысл жизни крестьянина, близкого к природе, умеющего наслаждаться ее красотой и находить в этом удовлетворение.
Цитаты автора
"Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо, когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!"
—Карамзин – первый, кто в русской прозе изобразил реалии России.
"Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!"
— В повести высока роль повествователя, который выражает авторскую позицию. Вся история передана через его субъективное восприятие.
"К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего — ибо и крестьянки любить умеют!" — день ото дня становилась слабое и совсем не могла работать.
— Повествователь о старушке. Высказывание «и крестьянки любить умеют» стало крылатым выражением. Произведение всколыхнуло русское общество, впервые крестьяне- не уступают в душевной красоте и личным качествам представителей высшего света, а иногда и превосходят их.
"Молодой человек не хотел удерживать ее, может быть, для тот, что мимоходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались"
— Реакция окружающих людей во время первой встречи Эраста и Лизы. Автор с первого знакомства героев ожидает несчастливую концоку их романа. Если у девушки чувство любви ассоциируется с идеалом, самопожертвованием, то юноша, не смотря на искренние чувства, играет роль рокового соблазнителя.
"…нектар из рук Гебы не мог бы показаться ему вкуснее… уверяла незнакомца, что полотно, вытканное Лизой, и чулки, вывязанные Лизой, бывают отменно хороши и носятся долее всяких других"
— Эраст впервые пришел в хижину, девушка угостила его молоком, а старушка радовалась, то гость готов покупать всю Лизину работу. Повествователь сочетает черты высокого и низкого стилей в языковой канве повести. После сравнения античного происхождения, характерного для высокого слога, идет разговор на бытовую тему.
"Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным"
— Повествователь создает живые персонажи с неоднозначными чертами характера. Герой близок современнику Карамзина.
"Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу"
— Повествователь открыто выражает свою позицию, сопереживает герою. Важное значение играет образ природы, который способствует выражению эмоционального состояния героев. Разлад героев с натурой, как называет ее автор, приводит к дисгармонии.
"Эраст восхищался своей пастушкой — так называл Лизу — и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее"
— В отличие от многочисленных описаний чувств Лизы, которая испытывает большое светлое чувство, автор скромно упоминает об эмоциях молодого человека, не называя их любовью. Искреннее отношение девушки лишь питает эгоизм Эраста.
"Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?"
— Сентименталисты признавали преобладание чувств над разумом.
"Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности"
— Пример выражения авторской позиции через описание стихии. Образ грозы, как символа гибели девушки, стал знаковым для русской литературы.
"Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы"
— Слова автора после греховного падения влюбленных. В повествовании возникает конфликт между платонической любовью и плотским наслаждением. Если первое возвышает и приносит счастье, созидает, то второе разрушает. Автор осуждает греховное падение молодых людей, которое стало началом гибели девушки и морального падения молодого человека.
"Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?"
—Выражена авторская эмоциональная оценка предательства Эраста. В отличие от идеальных переводных романов, господствующих в литературе второй половины 18 века, Карамзин впервые приблизил сюжет к реалиям жизни, чем поразил современников.
"Он решился на то и переехал жить к ней в дом, посвятив искренний вздох Лизе своей. Но все сие может ли оправдать его?"
— После разорения Эраст возвращает себе финансовое благополучие с помощью брака на богатой вдове. Автор не отказывает герою в искреннем чувстве к Лизе, однако слабый характер побеждает лучшие порывы героя, выраженные только его словами.
"Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!"
—Автор сочувствует погибшей героини. Одной из черт сентиментализма является двоемирие – вера в вечную жизнь, где человек может обрести счастье.
"Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти"
— Повествователь не делает из персонажа однозначно отрицательного героя. Он –жертва слабостей своего характера. Упоминание о лично знакомстве автора и персонажа способствует восприятию событий как реальных. К месту событий началось паломничество молодых людей. Пруд, в котором погибла девушка, назвали Лизиным.
"Теперь, может быть, они уже примирились!"
— Так повествователь заканчивает повесть, подчеркивая возможность истинного счастья после смерти, когда над душой не властны социальные и финансовые ограничения.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.