Милон: характеристика и образ героя
Милон — один из второстепенных героев комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Он создан по законам классицизма и полностью соответствует "схеме" положительного героя. Милон идеален и должен, соответствуя дидактизму классицистической литературы, служить образцом для молодых людей.
Юноша хотя и офицер, но служит для развития вспомогательной — любовной — интриги. Он — возлюбленный Софьи. Милон не видел любимую уже более года, потому что после смерти родителей Софью забрали куда-то в деревню родственники.
Мы встречаем Милона в имении Простаковых, где он останавливается со своим отрядом, идущим в Москву. Милон не подозревает, что именно здесь и прячут его любимую. Приятелю Правдину юноша признаётся в своём страдании: «Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя».
Происходит встреча Милона и Софьи. Герой узнаёт: Софью хотят выдать замуж. Сначала он решает, что девушка выбрала другого, и подозревает у соперника самые лучшие качества — разумность, образованность, любезность. В такой реакции проявляется исключительное благородство молодого человека.
Однако правда оказывается для него шокирующей. Милон негодует, он возмущён — при этом остаётся вежливым и разумным. Когда Простакова и Скотинин дерутся, офицер разнимает их, увещевая и заботясь о том, не больно ли кому: «Да не ушибла ль она вас?»
Далее юноша знакомится с дядей Софьи Стародумом. Когда Простакова собирается похитить девушку, чтобы насильно обвенчать с Митрофаном, Милон самоотверженно защищает любимую, обнажив шпагу.
Характеристика героя
Всё в образе Милона предсказуемо и схематично. Он — абсолютно положительный герой и, как полагается по законам классицизма, не имеет даже намёка не то что на отрицательное качество, но просто нейтральное. Это типичный герой-резонёр, монологи и реплики которого выражают авторскую позицию, собираются в правила и наставления.
Так, знакомясь со Стародумом, Милон проявляет скромность и уместную самокритичность: «В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать всё то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди». На похвалу в храбрости он разумно замечает, что ещё не имел случая показать действительную храбрость, а что было — обыкновенная дисциплина.
Далее Милон рассуждает о неустрашимости, о жертвовании, об истинном бесстрашии, которое проявляется не в дуэли, а в защите слабого, бесправного, отсутствующего.
Всё, что может характеризовать человека как безупречно благородного, высокого духовно, есть в Милоне. Он честен, справедлив, разумен, в нём нет и тени высокомерия — на все похвалы Милон отвечает с достоинством, выдающим рациональное отношение к себе и желание совершенствоваться.
Возможно, потому у Милона так мало реплик. Что сказать человеку, который говорит «как по писаному» во всех душеспасительных книгах и педагогических наставлениях?..
Образ героя в произведении
Образ Милона введён Фонвизиным как антипод Простаковым (преимущественно Митрофану) и Скотинину. Насколько они звероподобны, неразвиты, низки, необразованны, бесчестны, настолько он прекрасен, духовен, рассудителен, образован и бережёт свою честь.
Милон должен послужить образцом для юношей, стать идеалом, на который хочется походить. Но даже среди других положительных героев — тоже схематичных и маложизненных — Милон отличается особой «математичностью»: он словно простая формула, скучная и, увы, непривлекательная, если уж речь идёт о героях.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.