Алексей Вронский: характеристика и образ героя

Вронский - Олег Арзамасцев, Анна - Татьяна Луань-Бинь. Балет "Анна_Каренина", 1978 г.
(Вронский - Олег Арзамасцев, Анна - Татьяна Луань-Бинь. Балет "Анна_Каренина", 1978 г. Фото: Олег Попов)

Алексей Кириллович Вронский – главный мужской персонаж романа «Анна Каренина» и типичный представитель светского общества, элиты, правящего класса.

В экранизациях книги он предстает перед зрителем классическим героем-любовником – высоким, стройным, по-мужски красивым и харизматичным. Но Лев Николаевич представляет Вронского немного иначе – у него он выглядит плотным, несколько полноватым розовощеким молодым человеком, любимцем дамских салонов, чутко следующим последней моде.

С одной стороны, ему отведена незавидная роль сердцееда, который без сожаления разбивает надежды трогательной Китти, разрушает, пусть чисто формальную, но семью Анны и, в итоге, начинает тяготиться любовной связью с женщиной, которая ради него оставила светское общество.

Но, в то же время, читатель видит перед собой достаточно благородного и трогательного мужчину, ответственного и обязательного, умеющего любить и принимать жесткие решения.

В этом, наверное, и проявляется главное отличие романа «Анна Каренина» от многих любовных романов той эпохи – в нем нет четкого разделения на хорошее и плохое, черное и белое, поэтому каждый персонаж обладает чертами, за которые его можно и любить, и ненавидеть одновременно.

Психологический портрет и характеристика Вронского

С первого описания Алексея Вронского, о нем складывается впечатление, как о весьма поверхностном и излишне светском человеке, которому не свойственна глубина, эдаком близнеце Евгения Онегина. Особенно ярко это проявляется, если сравнивать графа с «любимцем» писателя Левиным, реформирующим деревню, или с тем же Карениным, уму, честности и патриотизму которого Толстой через уста Анны отдает дань уважения.

Но, на протяжении романа его психологический облик кардинально меняется. В середине «Анны Карениной» он предстает перед читателем в изменившемся «имидже», но все еще старающимся следовать моде и правилам высшего общества. В этих главах хорошо видно, что его душа уже «включилась» в работу – любовь к Анне превратила юношу в мужчину. Он готов нести ответственность за свои поступки, о чем говорит его визит в дом Анны во время родов, увезти ее ото всех сплетен и пересудов, что он и делает, отправляясь с любимой в Италию, и, наконец, он посвящает свою жизнь ей и только ей, не обращая внимания на мнение своей семьи. А из романа читателю дается понимание того, насколько важную роль играла в жизни Алексея мать. 

Это говорит о том, что безумный роман, который завязался между Алексеем и Анной, еще не утих, наоборот, к страсти и сексуальному влечению добавились зрелые человеческие отношения – нежность, теплота, дружба, которые облагородили не только отношения пары, но и самого Вронского.

И, наконец, совсем иначе выглядит психологический портрет Алексея Кирилловича в конце романа. Перед читателем появляется бесконечно уставший человек, мечтающий, чтобы каким-то волшебным образом, все вдруг изменилось и образовалось само собой.

Бесперспективные отношения, отягощенные истерией Анны, уже тяготят его настолько, что он мечтает вырваться из этого круга. Толстой намекает читателям, что Вронский невольно сравнивает свое теперишнее унылое и скучное существование подле нервозной, непредсказуемой женщины с нестабильной психикой с той жизнью. Он понимает, что может вернуться к прошлому в любую минуту – общество не прощает женщин, мужчин же романтические поступки и любовные победы только возвышают, превращая в героев женских романов.

Распутье, на котором стоит Вронский, давит на его психику, но он уже готов сделать выбор, и это далеко не Анна…. Ее смерть решила дилемму, но не прошла даром, ведь не такую развязку отношений видел Вронский.

Анна, точнее, ее гибель, оставила глубокий след на душе Алексея – в одно мгновение он окаменел и потерял вкус к жизни. Выпавшая на его долю драма, стала для героя слишком сильной – блестящий офицер Вронский был готов к легким романам, скабрезным интрижкам и банальному адюльтеру, но не к такой отчаянной драме. Она испепелила его до самого основания и сделала совсем другим человеком – это уже не светский донжуан, не призер скачек, не любящий мужчина – это человек, у которого все внутри окаменело и превратилось в прах.

Роль героя в сюжете и его образ в романе

Василий Лановой в роли Вронского, к/ф "Анна Каренина", СССР, 1967
(Василий Лановой в роли Вронского, к/ф "Анна Каренина", СССР, 1967)

Герой Алексея Вронского – главный мужской образ романа. В нем воплощены характерные черты представителей сильного пола той среды, которую хорошо знал Лев Толстой. Несмотря на то, что автор не щадит своего героя, видно, что в какие-то минуты он ему сочувствует, а где-то, явно приукрашает, поскольку в реальной жизни поступки Вронского были бы намного жестче и более приземлены.

Любовь Анны и Вронского, как главная идея романа, также построена на образах героев – замужняя женщина и молодой холостой мужчина, между которыми лежит пропасть не только в несколько лет, но и в целую жизнь, настолько разными были их миры до знакомства.

Смелость Толстого, как писателя, заключается в том, что он пошел дальше остальных писателей – они романтизировали любовь и останавливали описание отношений на моменте свадьбы и первого года жизни. Лев Николаевич раскрыл отношения между любовниками, формирующиеся, когда притупляется влюбленность, утихает безумное влечение, а близость из волшебного мига превращается в рутину.

Именно благодаря такой композиции, Толстому удалось создать такие яркие и абсолютно живые образы главных героев, показать, как они развиваются в своих отношениях, как виляет на каждого из них любовь.

Можно четко сказать, что образ Вронского, при всех его недостатках, это образ положительного героя. Это описание человека, сумевшего быстро повзрослеть во имя любви, но не сумевшего сохранить и удержать это волшебное чувство.

Можно ли его пожалеть? С одной стороны, да, поскольку пережить такую душевную драму действительно тяжело. Но при этом, не всем выпадает счастье испытать хотя бы десятую часть тех эмоций, чувство и переживаний, которые пережил Вронский. И в этом ему очень повезло – он не был созерцателем, стоящим в стороне и наблюдающим за любовной игрой других. Ему посчастливилось быть в центре событий, за что и последовала такая жестокая расплата.

Подытоживая, отметим, что даже в наш прагматичный и циничный век перипетии романа «Анна Каренина» не оставляют равнодушными. Они заставляют нас чувствовать и переживать с героями их трагедии, а также влюбляться в них самих. Поэтому, еще не одно поколение девушек, впервые читая роман, со вздохом помечтают о таком мужчине, как Вронский. Что поделать? Женщины любят таких мужчин, и в этом Толстой не ошибся!


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.