Анна Каренина: характеристика и образ героини

Олег Арзамасцев,Татьяна Луань-Бинь. Балет "Анна_Каренина", 1978 г.
(Олег Арзамасцев,Татьяна Луань-Бинь. Балет "Анна Каренина", 1978 г. Фото: Олег Попов)

Л. Н. Толстой считал, что рассказ (роман, повесть) нужно начинать с момента женитьбы героев, а не заканчивать ею: «Описывать жизнь людей так, чтобы обрывать описание на женитьбе, это всё равно, что, описывая путешествие человека, обрывать описание на том месте, где путешественник попал к разбойникам». Именно тогда — в жизни семейной, взрослой, трудной, в которой вечно борются разум и чувство, долг и желание — и раскрывается человек. Точнее — человеческая трагедия, потому что, по мнению Толстого: «Все мы созданы затем, чтобы мучиться, и все мы знаем это, и все придумываем средства, как обмануть себя».

Анна Каренина — главная героиня романа

В салоне у Бетси Тверской. Иллюстрация Верейского Ореста Георгиевича к роману «Анна Каренина»
(В салоне у Бетси Тверской. Иллюстрация Верейского Ореста Георгиевича к роману «Анна Каренина»)

Анна Каренина, главная героиня одноимённого романа Льва Толстого, выразитель его глубокой и страшной идеи: тонкий и умный человек счастлив быть не может, у него есть два пути — «путь силы» (самоубийство) и «путь смирения страстей» во имя высокого, но, увы, губительного для чувств порядка.

Анна Аркадьевна Каренина принадлежит к высшему обществу по происхождению, достатку, положению. Она из дворянского рода Облонских, богата, красива, умна, даже неординарна. Её муж Алексей Каренин — один из важнейших сановников государства. Он старше Анны на 20 лет, но относится к ней с уважением, доверяет, даёт полную свободу, даже любит по-своему — «сдержанно». Анна — счастливая мать замечательного 8-летнего мальчика Серёжи.

Толстой словно намеренно (как некогда Пушкин и Лермонтов своих главных героев Онегина и Печорина) помещает Анну в идеальные, с точки зрения большинства людей, условия — когда забота о «хлебе насущном», о своём несовершенстве не может коснуться человека. Что происходит с героем в такой ситуации — героем молодым, думающим, полным чувства, жизни, сил?..

«Анну Каренину» называют пушкинским романом Толстого. Перечитав «Евгения Онегина», критику Белинского на роман в стихах, «Отрывок» Пушкина, Толстой пишет о том, что случилось бы с Татьяной, не откажи она Онегину, будучи замужем. 

Героиня «коровьего романа» — олицетворение глубокой социальной и духовной идеи

«Коровий роман», «салонный роман» — как только не называли критики «Анну Каренину» Толстого. А сами с нетерпением ждали каждой новой «книжицы» (роман издавался частями).

Сюжет произведения действительно незамысловат. Анна направляется на поезде в Москву, чтобы мирить брата — Стиву Облонского — и его жену Долли. На московском вокзале она встречается с сыном своей соседки по купе — Алексеем Вронским.

Встреча оказалась роковой. Вронский влюбляется в Анну и преследует её «как тень». Итогом становится преступная, с точки зрения общества, связь. Страсть между Вронским и Карениной доходит до того, что они не могут её скрывать. Анна рожает девочку, дочку Вронского, и — уходит от Каренина. Развод в ту пору был делом немыслимым, да и Каренин не согласился на него. Преступная связь превращается в «преступную» семейную жизнь.

От Анны отворачивается светское общество, в театре на неё «шикают», ещё вчера хорошие знакомые — отворачиваются. Вронский всё чаще бывает у кого-то в гостях. Измученная, разлучённая с сыном Анна бросается под поезд…

Но за этой «обычной трагедией» — философская глубина уже зрелого Толстого, мыслителя и тонкого психолога.

Характеристика героини

Анна Каренина. Художник: Манизер Генрих Матвеевич
(Анна Каренина. Художник: Манизер Генрих Матвеевич)

Толстой изображает Анну умной, очень привлекательной женщиной: «…она была очень красива…». В отличие от прочих светских дам, Анна естественна, искренна, что только добавляет ей прелести: "Кроме ума, грации, красоты, в ней была правдивость".

Но… героиня не обладает тем, что Толстой ценит в женщине прежде всего, — семейственностью: «Анна непохожа была на светскую даму или на мать восьмилетнего сына, но скорее походила бы на двадцатилетнюю девушку…». Выйдя замуж, она не успокоилась, не посвятила себя служению мужу и любви к сыну, подобно Наташе ростовой, превратившейся в замужестве в «сильную самку». Анна словно ищет чего-то, ждёт…

Образ героини в произведении

Иллюстрация Верейского Ореста Георгиевича к роману «Анна Каренина»
(Иллюстрация Верейского Ореста Георгиевича к роману «Анна Каренина»)

Сегодня поиск себя, поиск личного счастья, превосходство личного над интересами других стало нормой. Именно такую «норму» Толстой предвидит в 70-е годы XIX века, наблюдая за «подводным» течением в обществе, и предсказывает её роковую роль в распаде семьи.

Анна — не вульгарная, как Элен Курагина из «Войны и мира». Она не распутна, не корыстна и не лжива, горячо любит сына. Она вызывает симпатию и у мужчин, и у женщин, и у читателя.

Но Анна утратила то, что всегда составляло опору семьи и даже общества, — превосходство долга (читайте — разума) над чувством, страстью. Эта утрата лишает её и других достоинств. В первую очередь — честности: «Она чувствовала себя одетою в непроницаемую броню лжи. Она чувствовала, что какая-то невидимая сила помогала ей и поддерживала ее».

Вронский - Олег Арзамасцев, Анна - Татьяна Луань-Бинь. Балет "Анна_Каренина", 1978 г.
(Вронский - Олег Арзамасцев, Анна - Татьяна Луань-Бинь. Балет "Анна_Каренина", 1978 г. Фото: Олег Попов)

Когда случилась первая физическая близость Вронского и Анны, Толстой описывает это как убийство: «Он же чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишенное им жизни. Это тело, лишенное им жизни, была их любовь, первый период их любви… И с озлоблением, как будто со страстью, бросается убийца на это тело, и тащит, и режет его; так и он покрывал поцелуями ее лицо и плечи».

Анна «убита» как женщина в вековом её представлении — хранительница семьи, моральных устоев (как бы пафосно это ни звучало), опора для мужчины и детей. Ради своей страсти, наслаждения она лишается всего: «Все кончено, — сказала она. — У меня ничего нет, кроме тебя. Помни это».  

В представлении Толстого, женщина должна служить даже не мужчине — мужу, а порядку, долгу. На этом стоит семья, весь мир. И вот эта опора рушится. Анна разрушает не только судьбу Каренина, сына, свою судьбу, но и самоё себя: когда у неё появляется дочь, героиня уже не способна любить ребёнка.

Она без остатка предана страсти: «Во всем, что он (Вронский) говорил, думал и делал, она видела что-то особенно благородное и возвышенное. Ее восхищение пред ним часто пугало ее самое: она искала и не могла найти в нем ничего непрекрасного». Вся жизнь Анны оказалась сосредоточена в любовнике — не в семье, не в долге, не в созидании, а только в телесном удовольствии.

Лишь однажды к ней приходит прозрение — после свидания с сыном: «Вернувшись в свое одинокое отделение в гостинице, она долго не могла понять, зачем она здесь. «Да, все это кончено, и я опять одна». Но исправить уже ничего нельзя.

Неизбежная трагедия

Предназначение настоящего мужчины — тоже служение, служение Делу. Его генетическая задача — совершать, открывать, покорять. И Вронскому скоро становится скучно всеми днями находиться рядом с Анной, предаваться исключительно «любви»: «Он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска».

Более того, Алексей хотел бы создать с Анной полноценную семью — то есть получить от неё то, что любовница предала и потеряла. Но Анна уже не способна — не за тем она сбежала из семьи, не за «серыми буднями и однообразием» семейной жизни. Страсть необходима ей как дыхание, как свет, она хочет лишь одного — обладать Вронским без остатка. Но у него другие планы: «…я все могу отдать ей, но не свою мужскую независимость».

"Анна Каренина", 1914 г.
(Кадр из фильма "Анна Каренина", 1914 г.)

Когда Анна понимает, что теряет единственный источник жизни, жить ей более незачем — нет смысла. И память, подсознание услужливо подсказывают выход: Анна помнит, как при первой встрече с Вронским они стали свидетелями гибели сторожа, раздавленного поездом. Героиня сама делает это событие символичным и следует тому, что придумала, — бросается под вагон состава.

Трагедия Анны Карениной не только в том, что она поставила вечное (долг, служение семье) над преходящим (страстью, удовольствием). Её судьба раскрывает более глубокую и страшную трагедию каждого умного, порядочного человека: невозможность без жертв сочетать свои желания и требования общества, законы справедливости, человечности. И чем глубже человек, духовно и интеллектуально богаче, тем больше его страдания, жертвы. 


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.