Анна Каренина: характеристика и образ героини
(Олег Арзамасцев,Татьяна Луань-Бинь. Балет "Анна Каренина", 1978 г. Фото: Олег Попов)
Л. Н. Толстой считал, что рассказ (роман, повесть) нужно начинать с момента женитьбы героев, а не заканчивать ею: «Описывать жизнь людей так, чтобы обрывать описание на женитьбе, это всё равно, что, описывая путешествие человека, обрывать описание на том месте, где путешественник попал к разбойникам». Именно тогда — в жизни семейной, взрослой, трудной, в которой вечно борются разум и чувство, долг и желание — и раскрывается человек. Точнее — человеческая трагедия, потому что, по мнению Толстого: «Все мы созданы затем, чтобы мучиться, и все мы знаем это, и все придумываем средства, как обмануть себя».
Анна Каренина — главная героиня романа
(В салоне у Бетси Тверской. Иллюстрация Верейского Ореста Георгиевича к роману «Анна Каренина»)
Анна Каренина, главная героиня одноимённого романа Льва Толстого, выразитель его глубокой и страшной идеи: тонкий и умный человек счастлив быть не может, у него есть два пути — «путь силы» (самоубийство) и «путь смирения страстей» во имя высокого, но, увы, губительного для чувств порядка.
Анна Аркадьевна Каренина принадлежит к высшему обществу по происхождению, достатку, положению. Она из дворянского рода Облонских, богата, красива, умна, даже неординарна. Её муж Алексей Каренин — один из важнейших сановников государства. Он старше Анны на 20 лет, но относится к ней с уважением, доверяет, даёт полную свободу, даже любит по-своему — «сдержанно». Анна — счастливая мать замечательного 8-летнего мальчика Серёжи.
Толстой словно намеренно (как некогда Пушкин и Лермонтов своих главных героев Онегина и Печорина) помещает Анну в идеальные, с точки зрения большинства людей, условия — когда забота о «хлебе насущном», о своём несовершенстве не может коснуться человека. Что происходит с героем в такой ситуации — героем молодым, думающим, полным чувства, жизни, сил?..
«Анну Каренину» называют пушкинским романом Толстого. Перечитав «Евгения Онегина», критику Белинского на роман в стихах, «Отрывок» Пушкина, Толстой пишет о том, что случилось бы с Татьяной, не откажи она Онегину, будучи замужем.
Героиня «коровьего романа» — олицетворение глубокой социальной и духовной идеи
«Коровий роман», «салонный роман» — как только не называли критики «Анну Каренину» Толстого. А сами с нетерпением ждали каждой новой «книжицы» (роман издавался частями).
Сюжет произведения действительно незамысловат. Анна направляется на поезде в Москву, чтобы мирить брата — Стиву Облонского — и его жену Долли. На московском вокзале она встречается с сыном своей соседки по купе — Алексеем Вронским.
Встреча оказалась роковой. Вронский влюбляется в Анну и преследует её «как тень». Итогом становится преступная, с точки зрения общества, связь. Страсть между Вронским и Карениной доходит до того, что они не могут её скрывать. Анна рожает девочку, дочку Вронского, и — уходит от Каренина. Развод в ту пору был делом немыслимым, да и Каренин не согласился на него. Преступная связь превращается в «преступную» семейную жизнь.
От Анны отворачивается светское общество, в театре на неё «шикают», ещё вчера хорошие знакомые — отворачиваются. Вронский всё чаще бывает у кого-то в гостях. Измученная, разлучённая с сыном Анна бросается под поезд…
Но за этой «обычной трагедией» — философская глубина уже зрелого Толстого, мыслителя и тонкого психолога.
Характеристика героини
(Анна Каренина. Художник: Манизер Генрих Матвеевич)
Толстой изображает Анну умной, очень привлекательной женщиной: «…она была очень красива…». В отличие от прочих светских дам, Анна естественна, искренна, что только добавляет ей прелести: "Кроме ума, грации, красоты, в ней была правдивость".
Но… героиня не обладает тем, что Толстой ценит в женщине прежде всего, — семейственностью: «Анна непохожа была на светскую даму или на мать восьмилетнего сына, но скорее походила бы на двадцатилетнюю девушку…». Выйдя замуж, она не успокоилась, не посвятила себя служению мужу и любви к сыну, подобно Наташе ростовой, превратившейся в замужестве в «сильную самку». Анна словно ищет чего-то, ждёт…
Образ героини в произведении
(Иллюстрация Верейского Ореста Георгиевича к роману «Анна Каренина»)
Сегодня поиск себя, поиск личного счастья, превосходство личного над интересами других стало нормой. Именно такую «норму» Толстой предвидит в 70-е годы XIX века, наблюдая за «подводным» течением в обществе, и предсказывает её роковую роль в распаде семьи.
Анна — не вульгарная, как Элен Курагина из «Войны и мира». Она не распутна, не корыстна и не лжива, горячо любит сына. Она вызывает симпатию и у мужчин, и у женщин, и у читателя.
Но Анна утратила то, что всегда составляло опору семьи и даже общества, — превосходство долга (читайте — разума) над чувством, страстью. Эта утрата лишает её и других достоинств. В первую очередь — честности: «Она чувствовала себя одетою в непроницаемую броню лжи. Она чувствовала, что какая-то невидимая сила помогала ей и поддерживала ее».
(Вронский - Олег Арзамасцев, Анна - Татьяна Луань-Бинь. Балет "Анна_Каренина", 1978 г. Фото: Олег Попов)
Когда случилась первая физическая близость Вронского и Анны, Толстой описывает это как убийство: «Он же чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишенное им жизни. Это тело, лишенное им жизни, была их любовь, первый период их любви… И с озлоблением, как будто со страстью, бросается убийца на это тело, и тащит, и режет его; так и он покрывал поцелуями ее лицо и плечи».
Анна «убита» как женщина в вековом её представлении — хранительница семьи, моральных устоев (как бы пафосно это ни звучало), опора для мужчины и детей. Ради своей страсти, наслаждения она лишается всего: «Все кончено, — сказала она. — У меня ничего нет, кроме тебя. Помни это».
В представлении Толстого, женщина должна служить даже не мужчине — мужу, а порядку, долгу. На этом стоит семья, весь мир. И вот эта опора рушится. Анна разрушает не только судьбу Каренина, сына, свою судьбу, но и самоё себя: когда у неё появляется дочь, героиня уже не способна любить ребёнка.
Она без остатка предана страсти: «Во всем, что он (Вронский) говорил, думал и делал, она видела что-то особенно благородное и возвышенное. Ее восхищение пред ним часто пугало ее самое: она искала и не могла найти в нем ничего непрекрасного». Вся жизнь Анны оказалась сосредоточена в любовнике — не в семье, не в долге, не в созидании, а только в телесном удовольствии.
Лишь однажды к ней приходит прозрение — после свидания с сыном: «Вернувшись в свое одинокое отделение в гостинице, она долго не могла понять, зачем она здесь. «Да, все это кончено, и я опять одна». Но исправить уже ничего нельзя.
Неизбежная трагедия
Предназначение настоящего мужчины — тоже служение, служение Делу. Его генетическая задача — совершать, открывать, покорять. И Вронскому скоро становится скучно всеми днями находиться рядом с Анной, предаваться исключительно «любви»: «Он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска».
Более того, Алексей хотел бы создать с Анной полноценную семью — то есть получить от неё то, что любовница предала и потеряла. Но Анна уже не способна — не за тем она сбежала из семьи, не за «серыми буднями и однообразием» семейной жизни. Страсть необходима ей как дыхание, как свет, она хочет лишь одного — обладать Вронским без остатка. Но у него другие планы: «…я все могу отдать ей, но не свою мужскую независимость».
(Кадр из фильма "Анна Каренина", 1914 г.)
Когда Анна понимает, что теряет единственный источник жизни, жить ей более незачем — нет смысла. И память, подсознание услужливо подсказывают выход: Анна помнит, как при первой встрече с Вронским они стали свидетелями гибели сторожа, раздавленного поездом. Героиня сама делает это событие символичным и следует тому, что придумала, — бросается под вагон состава.
Трагедия Анны Карениной не только в том, что она поставила вечное (долг, служение семье) над преходящим (страстью, удовольствием). Её судьба раскрывает более глубокую и страшную трагедию каждого умного, порядочного человека: невозможность без жертв сочетать свои желания и требования общества, законы справедливости, человечности. И чем глубже человек, духовно и интеллектуально богаче, тем больше его страдания, жертвы.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.